Град Петров желает познакомиться

Алексей КОЛЕНСКИЙ

21.09.2016

Десять лет назад альманах «Париж, я люблю тебя» очаровал публику и вдохновил коллег на признания в светлых чувствах Нью-Йорку, Гаване, Москве... Сергей Сельянов решился подобрать ключ к сердцу нашей Северной столицы и призвал на помощь семерых фрейлин. Группа единомышленниц раскрыла тему трагикомически. 

Актерская династия в исполнении Ренаты Литвиновой, Ульяны Добровской, Яны Сексте и Софии Заики снимается на «Ленфильме» в фантазийном экзерсисе по мотивам биографии Иосифа Бродского. Сорокалетняя разведенка (Светлана Камынина) и ее вздорная мамаша (Надежда Маркина) спешат на консультацию к акушеру-гинекологу. Готовящийся к защите диплома об особенностях лексики тяжелых невротиков филолог (Надежда Лумпова) влюбляется в глухонемого ухажера (Александр Паль). Решила напиться, переспать с первым встречным и покинуть юдоль скорби девушка-гот (Анастасия Пронина), но не тут-то было: питерский панк (Никита Смольянинов) становится ангелом-хранителем заблудшей души. Перуанский индеец раскрывает экскурсоводу (Полина Кутепова) тайны коней на Аничковом мосту. Крановщица (Анна Уколова) посещает концерт солирующей в мужском хоре дочери. Интеллигентный научный сотрудник (Анна Михалкова) ищет мужчину мечты в лоне церкви (Сергей Уманов), притоне шамана (Михаил Боярский) и на собачьей площадке (Геннадий Смирнов). 

Подзаголовок «Только по любви» задает режиссерам четкий вектор и сильный импульс, диктует неявную, но железную логику. И происходит чудо. Бусины разной величины и достоинства нанизываются на нитку сквозного сюжета с дюжиной неустроенных дам, согреваемых лучами надежд в открытых финалах. Притихший северный город смотрится то заплаканной жилеткой, то своенравным спутником жизни. Архитектурной доминантой, окрест которой плутают пути-дорожки героинь, служит мелькающий там и сям купол Исаакия. Стоицизм парадоксально уживается с иронией, фрейдизм с сарказмом, заедающий быт с капризами низкого неба над головой. Очаровательные странницы не ропщут на злодейку-судьбу, а как умеют плетут ускользающую из пальцев нить. Самым слабым звеном по связям светлых чаяний с промозглой средой обитания выглядят питерские кавалеры — тихие маньяки, застенчивые бабники, конченые интроверты. 

В прологе женский квартет бредит свиданием с романтичным поэтом: «Сны Иосифа» — необязательная фантасмагория Ренаты Литвиновой. Режиссер популярных клипов Шнура Анна Пармас рассудила, что обойдется без мужчин, и сняла самую органичную новеллу про нечаянно нагрянувшую беременность («Девочки»): расставшись с плосколицей гранд-маман, выдающийся гоголевский нос Светланы Камыниной натыкается на хамоватую гардеробщицу и черного пса. Опекающая недотепу-отца студентка из «Утра» Оксаны Бычковой переносит материнские чувства на кавалера-инвалида. Ее доброта вознаграждена: гадкий утенок оборачивается прекрасным принцем. В не очень складном, зато озорном «Селфи» Аксиньи Гог заплутавшая принцесса спешит на свидание со смертью и приходит в чувство лишь у алтаря. «Просто концерт» Натальи Назаровой — душещипательный дуэт одинокой феминистки и дочки-подростка, пытающихся выбиться в люди, обведя неласковый город вокруг пальца. 

Вместо сладкого следует «Выгул собак»: Авдотья Смирнова проводит узнаваемую героиню из «Кококо» (сценарий комедии 2012 года написан в соавторстве с Анной Пармас) по кругам фриковой «преисподней». Оказывается, верного спутника жизни может унюхать лишь четвероногий питомец. Случайным гостем выглядит дидактичный «Аничков мост» Натальи Кудряшовой, экранизировавшей остроумный сюжет Рафата Самигуллина. Но не велика потеря — на фоне сборных солянок, выдаваемых неуклюжими российскими продюсерами за киноальманахи, новеллы о превратностях любви в чрезвычайно умышленном городе смотрятся сыгранным и сентиментальным гала-концертом.