Джунгли освобожденные

Алексей КОЛЕНСКИЙ

06.07.2016

Герою 88 экранизаций пора заняться геополитикой — решили голливудские продюсеры. И обременили короля обезьян миссией белого человека.

1885 год, конголезская колония Бельгии. Профессиональный путешественник Леон Ром (Кристоф Вальц) обнаруживает в горах алмазные копи и воинственных аборигенов. Перебив отряд незваного гостя, местный вождь предлагает поделиться сокровищами в обмен на голову своего кровного врага, проживающего в Лондоне Тарзана — Джона Клейтона, виконта Грейстока (Александр Скарсгард). Как заманить обезьяньего воспитанника обратно на Черный континент? 

Решив сыграть на чувствах «клиента», Леон подкидывает ему приглашение бельгийского короля Леопольда II посетить самую закрытую из европейских колоний. Догадываясь, что бывшим друзьям-конголезцам под пятой монарха живется несладко, Тарзан отправляется в путь с супругой Джейн (Марго Робби) и примкнувшим к чете американским политиком, отставным офицером Джорджем Уильямсом (Сэмюэл Л. Джексон).

Туземцы встречают друзей с распростертыми объятиями, но праздник длится недолго. Под покровом ночи наемники Леона нападают на деревню и пленяют Джейн; оказавшийся метким снайпером Джордж спасает Тарзана от той же участи. Вместе с выжившими в бойне воинами они пускаются в погоню за пароходом злодея. Преодолевая горные и речные преграды, перелетая с ветки на ветку, отряд смельчаков поднимает джунгли на борьбу с бледнолицыми дьяволами. Поток приматов, львов и парнокопытных опрокидывает факторию бельгийских оккупантов, Леона пожирает крокодил. Межплеменной союз во главе с Тарзаном ставит жирный крест на колониальной одиссее европейцев и проклятом вопросе «стоило ли авторам этот огород городить?».

Режиссер последних «Гарри Поттеров» Дэвид Йэйтс на сей раз не планировал блеснуть волшебством. Затонировав картинку прохладными фильтрами, он попытался вернуть персонажу Эдгара Райса Берроуза мрачный мачистский шарм, но поскользнулся на предрассудках писателя, умыкнувшего сюжет о воспитанном джунглями младенце у Редьярда Киплинга. И если британский классик выковал роман воспитания о том, что человек — это звучит не просто гордо, почти божественно, но необычайно одиноко, то американский беллетрист воспел силу, священное право на избавление от оков цивилизации и рефлексии. По Берроузу, культура и мораль не прививаются с младых ногтей, а живут в крови белых людей, обладающих царственным набором генов. Далеко не случайно, выдержав десятки экранизаций, Тарзан ассоциируется лишь с самым буйным своим аватаром — 67-кратным рекордсменом, пловцом Джонни Вайсмюллером. 

Родимые расистские пятна книги следовало оставить в тени, но они — не спросясь — вылезли на передний план. Приматы «Легенды» выглядят внушительнее, разумнее и человечнее аборигенов. Мускулистому Тарзану оказываются покорны не только сердца горилл, но и законы гравитации (единственное, чем удалось блеснуть горячему парню Скарсгарду, — полеты на лианах). Звездная «свита» попусту хлопочет лицами, несмешно шутит и ни разу не делает «короля» (Джексон и Вальц дожевывают роли из тарантиновского «Джанго освобожденного», Робби наигрывает прохладный гламур). 

Образы были обескровлены еще на стадии сценарной разработки блокбастера. Их принесли в жертву политкорректным табу на изображение кровожадных дикарей и отмороженных колонизаторов. Даже хищники здесь выглядят, как скучающие 3D-куклы. Венчает этот парад-алле марионеток абсурдный финал: испугавшись звериного нашествия, не произведя ни единого выстрела, двадцатитысячный бельгийский десант отправляется восвояси. 

В итоге от истории остались лишь вершки да слепые пятна, маскирующие прозрачную мораль: европейским аферистам в смешных пробковых шлемах и парусиновых пиджаках нечего ловить на Черном континенте. Как жить человекообразным зверушкам и гомо сапиенс третьего мира, решат англосаксонские «тарзаны» во главе с лучшим другом обезьян — виконтом Грейстоком.