Неукротимые мстители

Алексей КОЛЕНСКИЙ

27.04.2016

На экранах — ​13-я серия похождений супергероев из комиксов Marvel. На сей раз Капитану Америке предстоит сразиться с лучшим другом — ​Железным человеком.

После прошлогоднего фиаско «Фантастической четверки» создатели киновселенной Marvel с удивлением осознали, что поклонники вовсе не желают знаться с безликими подростками-дуболомами. Публика ждет встречи с повзрослевшими героями, решающими вечные вопросы: быть или не быть, тварь ли я дрожащая или право имею? В этом смысле, несмотря на обилие действующих лиц, «Капитан Америка: Гражданская война» (таково оригинальное название кинокомикса братьев Руссо) выдерживает смысловую нагрузку, но, увы, проигрывает предыдущим частям в фирменном юморе, легкомысленном волюнтаризме и очаровательной непредсказуемости.

Вернувшись с очередного задания, агенты Щ.И.Т. (вымышленная организация по борьбе с преступностью во вселенной Marvel) узнают, что окончательно утратили доверие неблагодарного человечества. Правительства 115 стран сочли неприемлемым урон, сопутствующий миссиям супергероев, и подчинили отряд специальной комиссии при ООН. Дисциплинированные коммандос во главе с Железным человеком (Роберт Дауни-младший) смирились с новыми правилами игры. Те же, кто подобно Капитану Америке (Крис Эванс) не пожелал встраиваться в бюрократическую вертикаль, оказались вне закона. Но, разумеется, не остались без работы.

Неизвестный громила атакует ассамблею ООН. Схваченный преступник опознан как бывший сослуживец Капитана — ​Зимний солдат (Себастьян Стэн). Когда-то адепты международного злодейского клуба «Гидра» промыли парню мозги, превратив в бездушную машину для убийства. К пострадавшему постепенно возвращается память, и он открывает Капитану Америке чудовищный замысел своего нынешнего кукловода. Некто (личность и мотивы негодяя вплоть до развязки остаются тайной) решил завоевать мир, активировав безмозглых, подобных Зимнему монстру суперсолдат, покоящихся в криокамерах подземного бункера.

Железный человек считает, что пленник заманивает Щ.И.Т. в западню. Капитан Америка, напротив, безоговорочно доверяет бывшему сослуживцу и собирает армию единомышленников, чтобы помешать планам таинственного злодея. Но на пути команды Капитана — ​Сокола (Энтони Маки), Ястребиного глаза (Джереми Реннер), Алой ведьмы (Элизабет Олсен) и освобожденного Зимнего солдата — ​встают Железный человек и лояльные закону агенты. На военном аэродроме происходит эпическая битва, где главную роль суждено сыграть новобранцам — ​Человеку-пауку (Том Холланд) и Человеку-муравью (Пол Радд), оказавшимся по разные стороны баррикад.

С трудом отбившись от бывших коллег, Капитан Америка и Зимний солдат проникают в подземелье. А вскоре к ним присоединяется и Железный человек. Оказывается, его-то и ждал Барон Земо (Даниэль Брюль).

Морально-нравственные проблемы суперменов от диалога к диалогу обостряются, растут как на дрожжах. Согласившиеся подчиниться бюрократическому аппарату герои лишаются свободы маневра и изменяют высшему предназначению — ​служить, защищая людей. С другой стороны, контроль необходим: миссии Щ.И.Т. приводят к жертвам и способствуют росту напряженности во всем мире. Неукротимые Мстители, действуя с титаническим размахом, восстанавливают против себя пострадавших обывателей — ​плодят новых монстров, готовых прикончить своих «демиургов» заодно со всем родом человеческим.

Не менее опасны внутренние противоречия команды Щ.И.Т., которые умело раздувает теневой манипулятор Барон Земо. Но все его происки — ​ничто по сравнению с психологическими проблемами супергероев: самомнением и эгоцентризмом. Первое оказывается куда разрушительнее второго. Взвалив на себя роль «коллективной совести», лояльный официозу Железный человек сокрушен непосильной ношей — ​теряет самоконтроль и сходит с ума. А простодушный Капитан Америка, приняв груз ответственности за грехи «козла отпущения» — ​Зимнего солдата, становится неформальным лидером Мстителей.

Американские художники сигнализируют: суперменам опостылела роль мировых жандармов, но они оставляют за собой право на «ход конем». Разумеется, не у себя дома, а в международных разборках. Главная из которых — ​грядущая через год битва богов («Мстители: Война бесконечности»), прелюдией к которой и служит схематичная риторика «Противостояния».