Два дебила — суперсила?

Алексей КОЛЕНСКИЙ

24.03.2016

Авторы франшизы решили столкнуть лбами популярнейших героев комиксов. Шансы на победу оказались примерно равны, но настоящей драки не получилось.

Супермощный и сверхскоростной гуманоид с планеты Криптон (Генри Кавилл) промчался над Землей, протаранил пару дюжин небоскребов и скрылся вдали. Под руинами одной из башен Метрополиса погибли сотрудники Брюса Уэйна, более известного как Бэтмен. Человек — летучая мышь затаил обиду на Человека из стали. Но того и след простыл. Прошло два года. Супермен, для друзей просто Кларк Кент, вновь засветился в Африке — отбил у террористов верную подружку-журналистку Лоис Лейн (Эми Адамс) и вновь исчез с мониторов. Пытаясь понять, в чем причина разборки, Уэйн (Бен Аффлек) перешел дорогу олигарху Лексу Лютеру (Джесси Айзенберг). Сумасшедший магнат раздобыл смертельно опасный для Супермена инопланетный минерал криптоний. Овладев полезным ископаемым, Лютер замыслил расправиться с обоими парнями. Посеяв хаос, он вынудил супергероев выйти из тени и натравил Уэйна на Кента, надеясь прикончить победителя чудо-камнем. Но, разумеется, просчитался. 

Эксплуатация супергероев в качестве пешек злодейской игры — не оригинальный, но единственно сильный ход Зака Снайдера. В новой серии режиссер, воскресивший Супермена три года назад («Человек из стали»), выступил как неуклюжий сообщник мегаломана Лютера. Вместо того чтобы заманить антагонистов в хитроумную ловушку, раздул конфликт на пустом месте и представил кумиров в самом невыгодном свете. 

С освещением вообще беда. Безликие и пустые, как в первый день творения, городские джунгли окутывают серые сумерки, но никакими супостатами, кроме тайного недоброжелателя, в Метрополисе не пахнет. Ни светской, ни подпольной жизни нет. Подружки главных героев жмутся по закоулкам истории, то путаясь под ногами парней, то наигрывая мелодраматическую суету. Одну даму (Галь Гадот) даже не удосужились представить зрителям фильма! Очевидно, приберегли имя Чудо-женщины до следующей серии. И, право, не велика потеря — отчаянная амазонка тут смотрится как пятое колесо в телеге, которая едва скрипит на разболтанных осях. 

Изредка вляпываясь в потасовки не только наяву, но и во сне, герои ведут праздное существование, предаваясь мучительным воспоминаниям о детских травмах. Уэйну не дает покоя смерть родителей, Кента навещает покойный отчим (Кевин Костнер). В перерывах между этими «посещениями» заложники Зака Снайдера хранят постные выражения лиц и, едва доковыляв до финального мордобоя, окончательно лишаются духовных и физических сил. Проклятый вопрос «кто кого?» отпадает сам собой, но развязка поединка черного и синего человечков радует неумышленным комизмом. Поверженный богатырь хрипит: «Марта!» Противник удивлен: «Откуда тебе известно это имя?» Умоляя пощадить возлюбленного, подоспевшая подружка объясняет сквозь слезы: так зовут его маму... Новость обезоруживает неприятеля: это имя носила и его покойная мать!

Впрочем, зрителям не до смеха, их по-прежнему беспокоит вопрос: зачем встретились два одиночества? В общем, ничего личного, во всем виноват маркетинг: два с половиной часа авторы пытались не рассказать историю, а подороже продать надуманный конфликт печального рыцаря, парящего на крыльях ночи, и атлета, спасающего мир в ясном беспощадном свете дня. 

Нагрев руки на высокобюджетных и пустопорожних подростковых франшизах вроде «Голодных игр» и «Дивергента», Голливуд решил окончательно опроститься и превратить персонажей комиксов в героев кукольных мелодрам. О характерах, сверхмотивации, вечных ценностях и взаимопонимании речь уже не идет. И даже злодей смотрится бесцветной пустышкой. Сверхспособностями Лютер не блещет, умом тоже, чудовищных планов переустройства Вселенной не вынашивает. Отчаявшись победить в честном бою, вызывает к жизни хтоническое чудовище, которое должно просто-напросто уничтожить выморочный мир, где нет места ни героям, ни негодяям.