Дружба дружбой, а миллион — врозь

Алексей КОЛЕНСКИЙ

09.03.2016

В кино стартует экранизация сетевого хита — автобиографического сочинения Дмитрия Шахова. 

Старшеклассники Женя (Виктор Грудев) и Коля (Дмитрий Калязин) строят подпольную бизнес-империю в маленьком городе, «добраться до которого можно лишь на электричке по четным дням». Прогуливают школу, сутками не вылезают из интернета, накручивают трафик самодельным порносайтам и копят стартовый капитал. Отметив совершеннолетие, открывают компьютерный салон-магазин. Но совершают роковой промах. Юные предприниматели отправляются на прием к мэру (Михаил Ефремов), предлагают по сходной цене компьютеризовать коммунальные учреждения и договариваются о сотрудничестве. На выходе их «по обычной схеме» принимают братки — вывозят на кладбище, жестко метелят, вручают лопаты. На краю могилы ребята подписывают документы о передаче фирмы новым хозяевам и, получив совет убираться подобру-поздорову, отправляются покорять Москву. 

В столице также все идет наперекосяк — толкнув партию левых гаджетов, они попадают под руку рэкетиров-обэповцев. Горе-бизнесмены делятся своей бедой с главным редактором оппозиционного телеканала (Любовь Толкалина) и вновь берут лопаты в руки: «У журналюг тоже есть хозяева — серьезные люди, и у них с ментами своя камасутра», — туманно объясняют Жене и Коле авторитетные парни. Однако нет худа без добра. Появившийся как из-под земли добрый волшебник (Виталий Кищенко) сулит юношам золотые горы, если те согласятся стать лицами его проекта по внедрению в школах оригинальных отечественных планшетов — «ебуков». Дело поставлено с федеральным размахом, и друзья, наконец, поднимают долгожданный миллион. Но Женя, понимая, что «железки» — дрянь, пытается открыть стране правду об афере и возвращается в родной город калекой. А предавший друга Коля остается в Москве. 

Продюсер Рубен Дишдишян утверждает, что стремился сохранить дух автобиографической повести Дмитрия Шахова, однако, основательно перелопатив книгу, превратил занимательную «Исповедь задрота» в наглядное пособие о тщете бизнеса по-русски. Пытаясь придать пресному проекту толику вкуса, он располовинил лирического героя на светлую и темную ипостаси, подсолил сюжет скупой родительской слезой, пририсовал пару эскизных любовных линий и мрачный финал, намекающий на тотальное торжество коррупции. 

Авторам фильма взбрело в голову вывернуть «Исповедь» наизнанку и вместо истории про подростка, ловящего золотую рыбку в виртуальной сети, подсунуть зрителям назидательный памфлет о трудном взрослении детей нулевых. Последние, оказывается, готовы на все — с волками жить, по-волчьи выть, мучительно прозревать и побеждать коррупцию в самих себе.

«Это наша национальная идея: делать деньги из воздуха. Нужно просто присосаться — и понеслась! На «ебук» сумасшедшая наценка, производитель получает копейки, остальное делят люди из Москвы — они заставляют регионы покупать это дерьмо. Вы награждаете нас, мы — открытие года. Герои нашего времени, образцы для подражания. А мы просто лица с коробки, вывеска. Вы приняли нас в свою стаю, и уверяю, мы справимся и постараемся оправдать ваше доверие», — вещает со сцены прозревший Женя. 

«Почему-то принято считать, что в манимейкеры и блогеры приходят только задроты в очках, у которых нет личной жизни. Что ж, пусть так. Тогда это будет исповедь задрота», — такими словами начинает грустную повесть скромный предприниматель Шахов, не додумавшийся прописать себя с большой буквы, да еще и через кокетливую литеру «@». Его задрот — не жертва злобных коррупционеров, а невольник интернет-поисковиков и житейских проблем. Азартный, в меру удачливый маленький человек, никак не тянущий на обличителя нравов, пытающийся разобраться: кто я? На самом деле он далеко не подарок, тем и интересен двумстам тысячам пользователей, скачавших его книгу. Но не продюсерам картины. 

При этом режиссер Клим Шипенко и начинающие актеры отработали на твердую четверку. Постановщик приятно удивил темпоритмическим рисунком, а исполнители — героической борьбой за достойное воплощение едва прописанных характеров.