Праздник фильмом не испортишь

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.12.2015

В российских кинотеатрах парад новогодних премьер. Что смотреть в праздники?

Репертуар наступающих каникул представляется разнообразным, аппетитным и разумным. Прошлогодней давки комедийных российских франшиз не наблюдается, но и кассовых достижений будет немного. Первой ввязалась в бой тяжелая голливудская артиллерия — стартовавшая 17 декабря фантастическая сага «Звездные войны: Пробуждение силы» Джей Джей Абрамса обернулась трогательной рождественской стори в духе первых серий эпопеи Джорджа Лукаса. Аналитики прочат ей львиную долю сборов.  

24-го грянула главная российская премьера — народная караоке-комедия с безграмотным (с точки зрения строгого литературного языка) названием «Самый лучший день». Побуянив на горькой свадьбе и похоронах, Жора Крыжовников заглянул на сватовство и превратил ритуальную игру «у вас товар, у нас купец...» в лубочное ревю с цыганским надрывом и индийскими плясками. Пробил зал на смех и слезы, но не дотянул до развязки лирической темы, подменил дуэт влюбленных разгуляем кордебалета. 

В компании с российским хитом стартовал стопроцентный боевик — ремейк культовой ленты Кэтрин Бигелоу «На гребне волны». Режиссер Эриксон Кор задал похождениям грабителей эпический масштаб и левацкий подтекст, прохладно встреченный американской аудиторией. Но более экстремального 3D-шоу на Новый год нет. 

В первый день 2016-го стартует главный российский тяжеловес — сочиненное «Квартетом И» продолжение анимационной сказки «Иван Царевич и Серый волк». В третьей части загостившимся в Европах наследникам российского престола придется «отжимать» свое царство-государство у временного заместителя — распоясавшегося огородного пугала. Миссия по деприватизации Родины обещает превратиться в развеселую карусель... Свита мультяшных премьер, увы, не делает короля — компанию удальцам Сергея Сельянова составляют «трудные подростки»: неудачная по графике «Богатырша» Ольги Лопато, компьютерная перуанская поделка «Волшебное королевство Щелкунчика» и экранизация комикса «Снуппи дог и мелочь пузатая в кино». 

Крепкими прокатными середняками смотрятся незамысловатые отечественные ромкомы «Срочно выйду замуж» Сергея Чекалова и «Млечный путь» Анны Матисон. Одновременно стартует «Страна чудес» Дмитрия Дьяченко и Максима Свешникова: сшитый на живую нитку альманах «Квартета И» временно отрабатывает за отсутствующие в линейке бекмамбетовские «Елки». Маловероятно, что эти штучки юмора смогут тягаться не только с «Самым лучшим днем», но и с фарсом «Здравствуй, папа, Новый год!» от постановщика «Мы — Миллеры» и «Тупой и еще тупее 2» Шона Андерса, сделавшего ставку на дуэт Марка Уолберга и Уилла Фаррелла.

Возможно, новогоднее счастье улыбнется единственному конкуренту голливудского экстрима Сарику Андреасяну, снявшему фантастический триллер по мотивам популярной настольной игры «Мафия». Оригинальное ноу-хау, изобретенное в 1986 году студентом МГУ Дмитрием Давыдовым по рецептам историка развития высших психических функций Льва Выготского, превратило карточный поединок в детективное ток-шоу. Андреасян пытался совместить разговорную психологическую интригу с виртуальными катастрофами. Чего еще ждать от чудака, заставившего забеременеть Дюжева и выдававшего Галустяна за «Того еще Карлсона»?

Поклонникам большого стиля придется ждать Рождества. 7 января стартует в прокате «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Шедевр трехкратного оскаровского лауреата — микс из фениморкуперовской резни, психоделики джармушевского «Мертвеца» и мытарств «Андрея Рублева». Экранизация одноименного романа Майкла Панке, основанного на истории выживания покалеченного медведицей и брошенного товарищами траппера Хью Гласса, закрепляет за режиссером статус живого классика. Зрелище не для слабонервных — адресовано тем, кто верит: кино придумано не ради потехи праздной толпы, а чтобы разгадать человека. В данном случае — исполнившего главную роль Леонардо Ди Каприо.  

Темная лошадка — «Голоса большой страны». Режиссером фильма-ревю значится Таир Мамедов. Но, вполне вероятно, первую скрипку тут сыграл  не камеди-клабовский говорун, а сопродюсер проекта — кумир меломанов Антон Беляев. Трейлер проекта заставляет вспомнить о хитах советского экрана вроде «Женщина, которая поет» или «Начни сначала». В роли селф-мейд-звезд на сей раз выступают юные вокалисты, прошедшие через «Голос» и ставшие популярными поющими музыкантами: Тина Кузнецова, Алена Тойминцева, Андрей Гризли и упомянутый Антон Беляев. 

Расслабившаяся, но воодушевленная надеждами на грядущий год страна формирует внятный зрительский запрос: люди отказываются потреблять «сопли в сахаре» из жизни преуспевающих креаклов, верят в жанровые эксперименты и готовы загулять в гостях у сказки. Ломятся толпой в фантазийные «кущи», но ждут встреч с узнаваемыми современниками. Рассказать о парне с соседнего двора в жанре альтернативной истории или футуристической утопии наши режиссеры пока не умеют. Но, может быть, пережив високосный год, мастера экрана возьмут и воскресят настоящего человека?