Сто лент вместе с детством

Алексей ИВАНОВ

10.09.2015

В июне 2012 года на круглом столе в Союзе кинематографистов Никита Михалков предложил ввести в школах факультатив «100 лучших отечественных фильмов». Инициативу поддержало Министерство культуры. Госфильмофонд, ВГИК, НИИ киноискусства и Институт культуры подготовили списки картин. ВГИК же провел семинар для сорока педагогов Северо-Восточного округа Москвы. Однако очередной учебный год наступил, а перечень из ста фильмов висит на сайте Минкульта и дальше не движется. Составившие его киноведы разводят руками. Пресс-служба Министерства образования игнорирует официальные письма и депутатские запросы.

Скажем честно: назвать факультатив готовым к употреблению язык не повернется. Пожалуй, никто (кроме Михалкова, который давно и страстно пропагандирует эту идею) не подошел к вопросу с душой и ясным целеполаганием — все сработали формально.

ВГИК подготовил самые общие рекомендации подачи материала и поделился секретом: оказывается, в школе ребята будут получать теоретические «вводные», а отсматривать фильмы им предстоит дома. Едва ли такая овчинка стоит выделки.

Итоговый список сомнителен: множество картин представляют археологический интерес — «Понизовая вольница», «Аэлита», «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Красные дьяволята», «Пиковая дама», датируемая 1916-м... Почему «Бесприданницу» 1936 года предпочли «Жестокому романсу», загадка. Странно знакомить детей, даже старшеклассников, с «Историей Аси Клячиной» или сексуальными похождениями «Маленькой Веры». При этом — на удивление — вообще не представлено творчество Марка Захарова и Владимира Меньшова.

«Культура» попыталась представить, как могла бы выглядеть программа школьного кинообразования. Исходили мы из того, что речь идет не просто об усвоении «багажа знаний», но о формировании личности. Воспитание вкуса и воспитание чувств должны идти параллельно. Каждый просмотренный фильм следует превращать в повод для дискуссий, сочинений, а также в стимул для собственного ребячьего творчества. При понятном преобладании в списке отечественного кино детям явно не помешало бы знакомство с мировыми шедеврами. И, конечно, рамки 6–8 классов для подобного объема тесны. На наш взгляд, лучшие фильмы (будет ли их сто или больше) надо демонстрировать с первого класса по одиннадцатый. В том числе согласовывая факультатив с программами по литературе, истории, обществознанию.

Начало

Первые встречи с десятой музой не трудно превратить в праздник — стоит лишь спеть с Львенком и Черепахой, отыскать друга с Умкой и Крошкой Енотом, пошалить с Карлсоном и Винни-Пухом и подарить маме Солнышко на нитке... Не менее интересно разобраться, как работает анимация. Лучшее пособие — первые, ныне отреставрированные мосфильмовские мультики 30-х годов, снятые под руководством Александра Птушко: «Лиса и волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Волк и семеро козлят», а еще — «По щучьему велению», «Джябжа», «Лесной светофор». Тут же, не останавливаясь на достигнутом, начинаем мастерить мультики своими руками. Для этого потребуется цифровой фотоаппарат, стол, штатив, цветная бумага и пластилин, простейшая монтажная программа и увлеченный наставник.

Раньше малышей воспитывали бабушкины сказки и первые книжки, сегодня — игровые гаджеты и американские мультсериалы. Агрессивный медиапоток не столько формирует, сколько искажает восприятие действительности. Как быть? Разнообразить меню, представив мир в калейдоскопе штучных шедевров. «Бэмби» Уолта Диснея, «Король и птица» Поля Гримо, мультики Александра Петрова, «Букашки» Хелен Жиро и Томаса Забо, «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки...

В начальной школе нас ждут экранизации: мультфильмы по сказкам Пушкина, «Конек-Горбунок», «Двенадцать месяцев»... «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Королевство кривых зеркал», «Старик Хоттабыч», «Приключения желтого чемоданчика», «Буратино» и «Красная Шапочка», «Три толстяка», «Город мастеров», «Старая, старая сказка», «Снежная королева», «Оливер Твист» Рида. Фэнтезийный мир откроется в «Лабиринте» Джима Хенсона, «Бесконечной истории» Вольфганга Петерсена, «Сердце дракона» Роба Коэна.

Растем

Доброе отношение к животным поддержат «Кыш и Двапортфеля», «Внимание, черепаха!», «Белый клык», «Ко мне, Мухтар!», «Тропой бескорыстной любви», «Белый Бим Черное ухо», «Медведь» Анно, «Жизнь Пи» Энга Ли, «Белая грива» Ламориса. 

«Подкидыш», «Сережа», «Судьба человека», «Каток и скрипка», «Телеграмма», «Запрещенные игры» Клемана, «Рыжик» Дювивье вдохновят на изложения и сочинения. А еще подтолкнут к неформальному обсуждению насущных вопросов: что радует и беспокоит ребят, какую историю о друзьях и семье им хотелось бы рассказать и увидеть? 

Знакомиться с киноклассикой лучше в компании комиков Великого немого — Макса Линдера, Чарли Чаплина, Бастера Китона и их наследников — Жака Тати и Пьера Этекса. 

Подружившись со сказками и комедиями, отправляемся навстречу приключениям. Репертуарные перспективы головокружительны — от «Приключений неуловимых», «Человека-амфибии», «Айболита-66», «Белого солнца пустыни» до «Ноля за поведение» Виго и «400 ударов» Трюффо. Не забываем о ровесниках — смотрим «Приключения Электроника», «Гостью из будущего», «Школьный вальс», «Пацаны», «Подранки», «Доживем до понедельника», «Друг мой, Колька», «Розыгрыш», «Ключ без права передачи», «Чучело». Попутно овладеваем навыками коллективного творчества — сочиняем повесть о жизни класса. 

Взрослеем

С «Чапаевым» и «Броненосцем «Потемкиным» погружаемся в исторический контекст. «Несколько дней из жизни Обломова», «Дворянское гнездо», «Война и мир» — идеальные пособия для изучения крупных литературных форм и старой России.

Лучшие картины о Великой Отечественной должны быть знакомы каждому выпускнику, — по большому счету, без этого он не имеет права на аттестат зрелости. «...А зори здесь тихие», «Баллада о солдате», «В бой идут одни «старики», «Они сражались за Родину», «Летят журавли» — может быть, главная составляющая факультатива.

Задумываемся о будущем, обсуждаем выбор профессии, своего места в жизни: «В поисках радости», «В добрый час», «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Карьера Димы Горина», «Приходите завтра», «Большая семья», «Я шагаю по Москве», «Курьер»...

Мечтаем о первой любви. Смотрим «А если это любовь?», «Сто дней после детства», «Вам и не снилось...», «Ромео и Джульетту» Дзеффирелли.

Открываем фильмы о великих и трудных человеческих судьбах: «Александр Невский» и «Юность Максима», «Тихий Дон» и «Восхождение», «Офицеры» и «Это было в разведке», «Девять дней одного года» и «Мужики!», «Иваново детство» и «Пять вечеров», «Живет такой парень» и «Калина красная», «Андрей Рублев» и «Тот самый Мюнхгаузен», «Зеркало для героя» и «Поп», «Утомленные солнцем» и «Легенда №17»... Кстати, нет никаких оснований ограничивать список 90-ми годами: школьникам полезно посмотреть «Солнечный удар», «Остров», «Мы из будущего».

Очень важно: не забываем о многонациональности отечественного кинематографа. Фильмы Данелии, Габриадзе, Кеосаяна не только доставят массу удовольствия, но, возможно, помогут лучше понять соседа по парте...

Разумеется, список этот приблизителен и не полон — он должен дополняться и корректироваться снайперски, с учетом мнений родителей, учителей, детских психологов. Не менее очевидно, что до введения факультатива еще далеко: у большинства школ нет для этого ресурсов — ни материальных, ни человеческих. Причем обеспечить качественную видеопроекцию намного проще, нежели подготовить педагогов с необходимым культурологическим багажом. Но отказаться от этой идеи — значит, поставить под угрозу наше общее будущее и рисковать потерей все новых поколений.


Киновед Кирилл РАЗЛОГОВ:

— Конечно, факультатив «100 лучших фильмов» нужен. Но, увы, проекты такого рода бесперспективны в силу ведомственной заорганизованности. Вместо того чтобы нанять специалистов, оплатить составление полноценной образовательной программы, собрали кворум нескольких подведомственных организаций, и получилась каша. 

Нетрудно отпечатать тираж и разослать по всем школам хоть двести дисков. Но преподавателей, которые могли бы грамотно рассказать о кино, очень мало и они перегружены текущей работой. Процесс переподготовки кадров трудоемок — чтобы его запустить, необходимы движущие силы. А «100 фильмов» явно не вписываются в политику Минобра, вся мощь которого брошена на сокращение гуманитарных дисциплин.


Режиссер Сергей УРСУЛЯК:

— Обеими руками голосую за! Необходимо поднимать уровень гуманитарного образования. Судя по моим студентам, будущим актерам, культурный уровень чудовищно упал: складывается впечатление, что они не видели ничего, кроме вчерашней премьеры. Когда я учился в младших классах магаданской школы, нас дважды в неделю водили в кинотеатр. Сегодня же люди разучились смотреть фильмы — их ставят в тупик простейшие монтажные склейки, как только заканчивается диалог, внимание рассеивается, зрители просто не понимают, что такое киноизображение и звук... Жаль, что пока идея буксует. На замечательные идеи не хватает государственных средств, а на разную хрень — всегда полно. 


Учитель музыки Ольга ВОЛЬНОВА:

— Год назад я окончила вгиковские курсы, верила, что «100 фильмам» дадут зеленый свет, но получилось наоборот. Наш медведковский Детско-юношеский центр туризма и творчества объединили с не самой сильной школой. Половину преподавателей тут же уволили, количество моих академических часов сократили до тринадцати. Неделю назад пришлось написать заявление об уходе.