Задержимся на цифре 27

Денис БОЧАРОВ

09.09.2015

В прокате документальная лента «Эми», посвященная последней на сегодня выдающейся поп-вокалистке Эми Уайнхаус.

Мир узнал о юном британском даровании в 2006 году, когда вышел альбом певицы «Back to Black». Выпущенный тремя годами ранее дебютный лонгплей Уайнхаус «Frank», хоть и был номинирован на премию Mercury Prize, все же прошел по большому счету незамеченным. Зато со второй пластинкой Эми собрала всех возможных «слонов». Взобралась на верхнюю отметку национального хит-парада (в штатовском чарте заняла седьмую строчку, установив рекорд — наивысшее место для дебютного альбома британской исполнительницы). Номинировалась на шесть премий «Грэмми», получив в итоге пять заветных статуэток, включая самую престижную — «Лучшая запись года». В итоге этот диск признали наиболее успешным альбомом ХХI века в Великобритании. Увы, закрепить успех певице было не суждено: в июле 2011-го «на цифре 27» ее жизненный путь трагически оборвался...   

По замыслу создателей (в частности, лауреата премии BAFTA, режиссера Азифа Кападиа), двухчасовая «Эми» должна пролить свет на ту Эми, которую мир не знал. Предполагается, что зритель, проникнувшись внутренним миром артистки, уйдет от стереотипов: хорошо пела, но бухала и кололась, и в итоге умерла. 

Получилось ли у авторов «Эми» предъявить поклонникам новую Эми? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Режиссер проделал кропотливую работу: вооружился солидной базой аудиоисточников. Опросил по максимуму тех, кто так или иначе был связан с Уайнхаус — от родственников и друзей до менеджеров и коллег-музыкантов. Кстати, любопытное для поп-документалок решение: как правило, в подобных лентах интервьюируемые появляются на экране, здесь же все реплики идут за кадром. Таким образом, создается эффект присутствия Эми — она постоянно «в картинке». Записи с концертов, участие певицы в торжественных мероприятиях, фрагменты интервью, редкие закулисные съемки, кадры из частной жизни, ухищрения назойливых папарацци — все это в фильме есть. Конечно, несомненное достоинство. 

Но в этом же и основной минус. Который, правда, сложно вменить в вину создателям картины. Ну не виноваты они в том, что рассказывать об Эми Уайнхаус вне ее привязки к сцене нечего. Увы, если б не восхитительное контральто, перед нами была бы обыкновенная наркоманка и алкоголичка. Как бы цинично это ни звучало. Несмотря на очевидную попытку авторов избавиться от данного клише, подавляющее большинство фактов, представленных в фильме, лишний раз наводят на мысль: не случайно на могилу вокалистки люди вместе с цветами несут бутылки виски. 

Надрывная неприкаянность Эми выпирает буквально из каждого кадра: вот она, едва передвигаясь, идет в обнимку с бойфрендом по лондонской улице, вот отпивает изрядный глоток прямо из горла, вот, уставившись мало что выражающими глазами в пространство, принимает награду, а вот и вовсе, выйдя неровным шагом на сцену, с трудом соображает, где оказалась. А когда в итоге понимает, то не в состоянии выжать из себя ни единой ноты...

Но главная цель картины в любом случае достигнута: Уайнхаус искренне, до слез жаль. Когда уходят молодые да ранние, порочные, но талантливые, так всегда бывает. Невозможно не поймать себя на мысли: мол, чего бы еще мог сотворить человек, обладающий столь незаурядным даром, если бы... 

Финал членов условного клуба «27» (в который, наряду с Эми Уайнхаус, входят Джим Моррисон, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Брайан Джонс, Курт Кобейн, басист Uriah Heep Гэри Тэйн, а также Александр Башлачев) тождествен: все они ушли в мир иной примерно по одной причине. Не исключено, скрытый месседж документального фильма «Эми» именно в этом. 

Знаменитый крунер Тони Беннет, один из кумиров Уайнхаус, с которым она незадолго до смерти спела дуэтом, ставил Эми в один ряд с Эллой Фицджеральд и Билли Холидей. В картине он с горечью вспоминает: «Я говорил ей: «Сбавь обороты. Ты слишком важна». Увы, певица не вняла предостережению...