Судный день сурка

Алексей КОЛЕНСКИЙ

01.07.2015

Он обещал, что вернется, и сдержал слово: 67-летний Шварценеггер вновь примерил косуху боевого киборга. Увы, даже нечеловеческих сил Железного Арни оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить человечество из пространственно-временной петли, в которую оно угодило тридцать лет назад.

2017 год. Повстанцы во главе с Джоном Коннором (Джейсон Кларк) врываются в центр управления боевыми роботами, вырубают «мозг» поработившей человечество системы Скайнет, но оказываются в западне. Прежде чем пасть смертью храбрых, лидер успевает запустить сконструированную оппонентами машину времени и отправить сподвижника в 1984 год, чтобы защитить мать, Сару Коннор, от запрограммированного на ее убийство андроида.

Очутившись на улицах Нью-Йорка, Кайл Риз (Джай Кортни) вступает в поединок с жидкометаллическим киллером Т-1000 (Ли Бён Хон). На помощь парню приходят юная Сара (Эмилия Кларк) и ее верный Терминатор (Арнольд Шварценеггер). Спасаясь от неуязвимого преследователя, соратники перемещаются в 94-й и вступают в схватку с еще более опасным врагом — Джоном Коннором, превращенным Скайнетом в машину для убийства и готовящимся подключить человечество к глобальной паутине «Генезис». С помощью этой операционной системы роботы окончательно покончат с населением Земли к 2017 году... 

Пикантность пятой части приключений Терминатора и его друзей состоит в том, что подлинная миссия Кайла — не спасение Сары (с этим делом вполне справляется железный человек), а зачатие превратившегося в монстра Джона. Стоит ли игра свеч? Девушка не прочь попробовать, но стесняется открыться парню, поскольку ей доподлинно известно, что тот не протянет после судьбоносного соития и двух суток. Иных вариантов в будущем не просматривается... Лишь ликвидация «Генезиса» дает героям тень надежды на то, что Судный день будет отложен и зачатый Джон станет освободителем, а не палачом человечества. 

Взорвав систему и распылив сына на атомы, Кайл задумчиво произносит: «Будущее не предначертано». Однако пятая, самая неудачная и не последняя часть служит наглядным опровержением его веры в светлое завтра.

Виной провала стал создатель первых двух — лучших фильмов франшизы 84-го и 91-го годов — Джеймс Кэмерон. Благословляя авторов, он настаивал: «Обязательно напишите хорошую роль для Арнольда!» Выполняя наказ, сценаристка «Острова проклятых» Лаэта Калогридис использовала перипетии сюжета в качестве  декоративной рамки для его эпизодических реприз: «Терминатор улыбается», «Терминатор возвращается», «Терминатор прощается, но не уходит»...

Между тем ему буквально некуда деться: поседевший рыцарь прикован к Саре отработанной в прошлых сериях программой «служить и защищать». Чтобы оправдать тотальное доминирование робота с человеческим лицом, к сюжету приклеен еще более абсурдный персонаж — недотепа-коп, который повсюду сует свой нос и с трудом уворачивается от оплеух (Дж. К. Симмонс, недавно отмеченный «Оскаром» за роль второго плана в «Одержимости» Дэмьена Шазелла). То же касается и аттракционов, вызывающих не головокружение, а зевоту, и перемещений во времени, которое остается в «Генезисе» абсолютно неосмысленной величиной — бесконечным Днем сурка.