Территория кино

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.05.2015

20 мая в переполненном зале столичного кинотеатра «Иллюзион» прошло торжественное открытие ежегодного Фестиваля китайского кино. Первой премьерой смотра стала трогательная ретродрама «Балет в пламени войны». Представлял картину художественный руководитель проекта Никита Михалков.

— Китайский режиссер предложил мне помочь русским актерам в ключевых сценах картины, и я согласился. Был очень рад вновь оказаться в Китае спустя двадцать лет после съемок «Урги» — это удивительная, великая страна. Наша совместная работа — первая ласточка плотного профессионального сотрудничества российских и китайских коллег, — подчеркнул председатель Союза кинематографистов.

Михалков помог режиссеру Дун Ячуну определиться и с кастингом наших исполнителей. На роль лейтенанта Андрея был приглашен Егор Корешков, блеснувший в образе жениха в народной комедии «Горько!». Мать героя сыграла петербуржская актриса Наталья Суркова, запомнившаяся зрителю по «Утомленным солнцем 2» и «Солнечному удару» самого Михалкова, а также — трагифарсу Юрия Быкова «Дурак». Выбор оказался более чем удачен — «Балет в пламени войны» подкупает не только виртуозной интонацией повествования, скрупулезной работой с каждой деталью, но и безупречной сыгранностью интернациональной команды. 

Действие разворачивается зимой 1945 года в китайской провинции, оккупированной японскими войсками. Скромная, тихая девушка трудится в пекарне немолодой русской эмигрантки Любы, мечтает о сцене и берет у хозяйки уроки балетного мастерства. Однажды Э Эр (сыгранная юной примой Пекинского балета Цао Шуцы) находит в развалинах раненого офицера Красной Армии, приводит в свой дом, прячет в подвале, выхаживает... Между русским парнем и китайской красавицей пробуждается первое чувство, тем временем, над семьей Э Эр сгущаются тучи. Понимая, что задерживаться опасно, Андрей тайком покидает убежище, оставив на память возлюбленной карманные часы с фотографией матери, которую считает погибшей. Увидев свой портрет, Люба едва не лишается чувств. Спустя год Андрей вместе с частями Красной Армии возвращается к невесте и маме, но вскоре гибнет в неравном бою с японскими оккупантами.

Тщательная, тонко прочувствованная работа с блестящим актерским ансамблем заставляет проживать с героями эпизод за эпизодом, забывая об условностях этого сентиментального «жестокого романса», завершающегося мощным финальным аккордом: Э Эр, кружащаяся на пуантах в золотом осеннем лесу и на балетной сцене — уже в «Лебедином озере»...  

Самобытный «Балет в пламени войны» задал фестивалю высокую планку. Но есть в программе смотра и не менее интригующие премьеры. В их числе анималистическая пастораль Жан-Жака Анно «Тотем волка» — основанная на реальных фактах история пекинского студента, прибившегося к пастухам Внутренней Монголии и подружившегося с волчьей стаей в середине 60-х годов прошлого века. 

«Чжун Куй: Снежная дева и темный кристалл» — китайско-американский блокбастер Питера Пао и Чжао Тяньюя — расскажет о роковой битве легендарного повелителя демонов с взбесившимися духами Неба, Земли и Ада. Разумеется, «шерше ля фам»: силы бесплотные теряют рассудок из-за прекрасной возлюбленной своего господина. 

Более любопытный случай — патриотический боевик опытного Цуй Харка «Захват горы Тигра», снятый в лучших традициях китайских военно-пропагандистских лент 60-х, при этом образы злодеев явно вдохновлены острохарактерными персонажами Тарантино и Жана Жене. Бой отважного отряда Народно-освободительной армии с окопавшейся в горах бандой мародеров — так же, как и в «Чжун Куе», — превращается в битву богов. Средневековая легенда Лу Яна «Братство клинков» сделана в традиционном самурайском жанре; гонконгская ретродрама «Неуловимый» Чжао Баогана — ураганный гангстерский боевик; современная мелодрама «Норжма» и остросоциальная картина «Массаж вслепую» — камерные ленты...

Китайский кинематограф не перестает удивлять, казалось бы, взаимоисключающими вещами — приверженностью национальным повествовательным формам и энтузиазмом в освоении традиций мирового кинематографа. В парадоксальном и причудливом жанровом соцветии рождается новое, зрительское, свободноконвертируемое кино Поднебесной.    

За две недели кинофорума зрители Москвы и Калининграда увидят восемь китайских картин 2014–2015 годов. В столице премьеры идут в кинотеатрах «Иллюзион» и «Пять звезд на Павелецкой». Вход свободный. Расписание показов можно уточнить на сайте moviescreen.info.