В гости к классикам

29.12.2012

Зимние каникулы — отличный повод совершить маленькое путешествие в один из загородных литературных музеев.

Ясная Поляна

Загадочный Spiritus Loci, о котором писал Блез Паскаль и который тщетно искали тамплиеры, если где и есть, то в Ясной Поляне. Уютный дом с его малыми и большими гостиными, фортепианными, детскими, классными и каминными бережно хранит дух жизни большого патриархального семейства.

В усадьбе под Тулой классик родился и провел большую часть жизни. Это был его единственный и любимый дом, родовое гнездо, душевное пристанище. Даже когда Толстые приобрели особняк в Хамовниках (сыновьям надо было продолжать образование, дочерям — выезжать в свет), все помыслы и мечты Льва Николаевича были устремлены в тульскую усадьбу. «Мне необходима ванна деревенской жизни», — признавался он.

Богатая коллекция — гордость музея-усадьбы: полотна работы Репина, Ге, Крамского, графика Сухотиной-Толстой, сотни фотографий, более пятнадцати тысяч предметов быта конца XVIII – начала XX века, а также личная библиотека графа, внесенная в реестр «Память мира» ЮНЕСКО (среди них знаменитое Остромирово Евангелие 1056 года).

Оказавшись в Ясной Поляне, нельзя не поклониться могиле писателя в Старом Заказе и не прогуляться по старому английскому парку. Желающие также могут прокатиться верхом на лошади или в экипаже и познакомиться с традициями народного творчества.

О насущном

Пообедать, выпить чая с анковскими пирогами, выпеченными по рецепту Софьи Андреевны, можно в кафе «Прешпект», расположенном на территории музея. Остановиться проще всего в гостиничном комплексе «Ясная Поляна» в полутора километрах от усадьбы.

Дом-музей Чуковского в Переделкино

Если вы проводите каникулы с детьми, отведите их в гости к Мойдодыру или к Крокодилу, читающему «Чукоккалу». Ростовые куклы этих знаменитостей ожидают гостей на первом этаже. На втором — взору юных посетителей открывается галерея чудес: змеевик, исполняющий желания, лампа, по которой ползает настоящая Муха-Цокотуха. Диковинки есть и в саду: ботанический феномен — башмачное дерево — листьев зимой на нем, естественно нет, зато «рваные калошки», «драные сапожки» и «голубые вязаные башмачки и с помпончиками» произрастают круглый год.

Немного поодаль, а это достопримечательность уже для взрослых, притаился павильон «Пиво-Воды». Так еще при жизни Корнея Ивановича окрестили покосившуюся крохотную пристройку. В ней останавливались многочисленные друзья поэта, среди которых была даже Анна Ахматова. Знаменит, кстати, и сам сад: здесь хозяин устраивал костры, собиравшие ребятишек из окрестных деревень, санаториев и пионерских лагерей.

Вообще, интерьер дома сохранен таким, каким он был в последние годы жизни Чуковского. Синяя гостиная, монументальный дубовый сервант с гжелью, круглый стол, стулья и диваны, накрытые старорежимными белыми чехлами. И конечно, множество книг, фотографий, графических и живописных работ, подаренных друзьями и знакомыми — Репиным, Блоком, Маяковским, Андреевым, Куприным.

Оказавшись в культовом писательском поселке, невозможно обойти стороной дома-музеи Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Арсения Тарковского. Впрочем, интересные для посещения места начинаются прямо у железнодорожной платформы: возле станции располагается построенный в XVII веке Храм Спасо-Преображения Патриаршего Подворья, а чуть поодаль, в низине, бьет Святой источник, описанный в повести Валентина Катаева.

О насущном

Пытаться обернуться «одним днем» — значит, ничего не увидеть. Именно поэтому поселок и его окрестности оснащены весьма обширной инфраструктурой.

Почувствовать себя представителем писательской элиты можно, остановившись в Доме творчества «Переделкино». Великолепная белокаменная усадьба, окруженная хвойным лесом, хранит память о своих именитых постояльцах: в разные годы здесь работали и отдыхали Кассиль, Катаев, Фадеев, Симонов, Шолохов, Солженицын.

Музей-заповедник Тарханы

В имении бабушки поэта Елизаветы Арсеньевой в Пензенской губернии прошла половина недолгой жизни Михаила Лермонтова: здесь он жил с 1815 по 1827 год. Тогда, в первой четверти XIX века, имение было шикарным, барским по духу, интерьеру и размаху. За Тарханами было записано почти 500 крепостных душ, стоял огромный дом, парк почти в сто гектаров — с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовыми садами. Тарханские воспоминания детства отразились в стихах Лермонтова: «...И вижу я себя ребенком; и кругом / Родные все места: высокий барский дом / И сад с разрушенной теплицей; / Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, / А за прудом село дымится — и встают / Вдали туманы над полями...»

Судьба имения складывалась непросто: по завещанию Арсеньевой Тарханы перешли к ее младшему брату Афанасию Столыпину, затем сменили нескольких владельцев, никто из которых здесь не жил. Музейный комплекс был открыт в 1939 году. Сегодня в Тарханах роскошная коллекция старинной мебели, посуды, живописи, скульптуры, книг русских и зарубежных авторов.

О насущном

Отогреться у жарко натопленной печи можно в стилизованной харчевне «Дом мельника». Там же стоит отведать томленые щи и кашу, испить приготовленного по старинному рецепту пряного сбитня или горячего чая с блинами и пирогами. Остановиться на ночлег можно прямо на территории заповедника, для этого нужно позвонить по телефону, указанному на официальном сайте музея.