Книжная полка

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА Татьяна СТРАХОВА

20.12.2018


Броновицкая А.Ю., Малинин Н.С., Пальмин Ю.И. Алма-Ата: архитектура советского модернизма. Справочник-путеводитель. 1955–1991.

Музей современного искусства «Гараж», 2018

Скромный подзаголовок «Справочник-путеводитель» способен сбить с толку. На самом деле, этот том — не скучная энциклопедия, а признание в любви «домам-коробкам», как нередко называют модернистскую архитектуру второй половины XX века. Здание ЦДХ или «книжки» на Новом Арбате — пример построек, которые еще недавно вызывали у некоторых лишь раздражение. Однако время идет, историческая дистанция увеличивается, и творения 60–70-х пора рассмотреть объективно.

Эта книга — одна из подобных попыток. Алма-Ата (авторы предпочитают исторически корректное название) выбрана не случайно. Мегаполис относительно молод: он вырос из небольшого города Верный, основанного в 1854 году. Как следствие — отсутствие исторической застройки, возможность для архитекторов творить с чистого листа. Здесь были воплощены многие дерзкие замыслы: первое в СССР целиком стеклянное офисное здание, первая во всем мире прозрачная библиотека, первый в Союзе высокогорный каток и первый казахский хай-тек... Перенос столицы в Астану частично спас Алма-Ату от безжалостной перекройки 90-х и нулевых. Конечно, многие здания все-таки пострадали, но опыт постсоветского пространства доказывает: могло быть еще хуже.

Путеводитель, написанный увлекательно и ярко, рассчитан прежде всего на тех, кто никогда не был в Казахстане. Авторы проанализировали более 60 построек: от эскизов проектов до возведения зданий и их актуального состояния. Читатель узнает, что облик бывшей столицы во многом определил Динмухамед Кунаев, первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР с 1960-го по 1986-й (с двухлетним перерывом). Благодаря его любви к архитектуре и хорошему вкусу зодчие смогли воплотить замыслы, близкие идеям Людвига Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Пола Рудольфа, — с поправкой на национальный колорит. Немало страниц посвящено талантливому Александру Коржемпо: творцу, опередившему время и обратившемуся к эстетике постмодернизма, пока его коллеги придерживались модернистских теорий. Книга рассказывает также о женщинах-архитекторах — редких, но ярких представительницах тогда еще мужской профессии. И, конечно, красной нитью через повествование проходят человеческие драмы: от безымянных гостей турбазы «Горельник», погибших во время схода селя в 1973 году (отдельная глава посвящена возведению селезащитной плотины), до именитых зодчих, вынужденных в последние десятилетия уродовать собственные постройки по требованию новых владельцев. Впрочем, справочник помогает понять ценность и красоту привычной эстетики. И те, кто никогда не был в Алма-Ате, возможно, запланируют сюда следующее путешествие.



Нобуо Цудзи. Генеалогия эксцентриков: от Матабэя до Куниёси.

«Ад Маргинем Пресс», 2018

Книга «Генеалогия эксцентриков», вышедшая в рамках совместной издательской программы с Музеем современного искусства «Гараж», сыграла важную роль в осмыслении искусства эпохи Эдо. Появлению этого тома на отечественных прилавках мы обязаны перекрестному году культуры России и Японии. Именно он заставил — да и позволил, вопреки расстояниям, — пристальнее вглядеться в проявления загадочного японского гения. Благодаря выставкам в ГМИИ им. А.С. Пушкина публика могла увидеть произведения мастеров, описанных в книге Нобуо Цудзи, и современных наследников этой традиции.

Творения художников-эксцентриков не укладывались в принятые в средневековой Японии каноны. Более того, они противостояли признанным школам: отличались буйством фантазии, силой экспрессии, яркостью красок, а порой и брутальностью сюжета. Однако тем, кто видел на грандиозной экспозиции ширмы с завораживающей композицией «Даосские бессмертные», созданной Сога Сёхаку, трудно поверить, что еще не так давно, до 1980-х, если не позже, в самой Стране восходящего солнца произведения этих авторов не получали должного признания. Более того, существовала серьезная опасность, что их, в силу колоссального интереса иностранцев, могут вывезти за рубеж, и Япония лишится ценного пласта художественного наследия. В послесловии Цудзи признается: понимание этой угрозы было одним из побудительных мотивов к написанию книги.

Вышедший в свет в 1974 году рассказ об «эксцентриках» воспринимался многими как субъективный взгляд на выверенную картину эволюции искусства. Однако вскоре выводы автора были приняты на вооружение, дав импульс пересмотру прежних представлений. Сегодня интерес к этому направлению японской визуальной культуры уверенно растет как внутри страны, так и за ее пределами. О чем свидетельствует недавняя ретроспектива в Париже одного из персонажей Цудзи — Ито Дзякутю, мастера изображения растений и птиц.

В книге шесть героев и, соответственно, шесть глав, содержащих объемный портрет каждого из исследуемых мэтров XVII–XIX столетий. Автор увлекательно рассказывает о том, как создавались необычные гравюры жанра укиё-э, или расписные ширмы, ловко вплетает в повествование факты о происхождении художников, проводит тонкий анализ сохранившихся произведений. Глубокое погружение в эпоху и внутренний мир персонажей дает возможность ощутить особенности японской культуры.