Продавай богатыря

Михаил БУДАРАГИН

30.11.2017

Фильм «Последний богатырь» стал самой кассовой лентой в истории российского проката, собрав в кинотеатрах более 1,68 миллиарда рублей. Популярность истории о том, как простой парень попадает в сказку и с честью выходит из передряг, свидетельствует о нескольких тенденциях. Во-первых, отечественное постсоветское кино освоило родной материал: Баба-Яга и Кощей смотрятся вполне живо и некондово. Во-вторых, современные технологии пошли кино на пользу: все сделано очень качественно, по-голливудски. И, наконец, в-третьих, мы научились продавать — пиар-кампания «Богатыря» была выстроена по всем законам жанра, так, как это делается во всем мире.

Подоспела и «сопутствующая продукция». Ничего особенного в самом факте нет: всякий, у кого есть ребенок, знает, что мультфильм «Тачки» (в трех частях) — это еще и пеналы, майки, наклейки, игры, подушки, и спрятаться некуда.

Книга Натальи Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки» — часть типового товарного изобилия, которое идет к фильму «довеском», и, к сожалению или к счастью, об этом продукте трудно сказать что-то определенное. Издание красивое, с картинками, подробное, слегка простоватое, но перед нами — не «Морфология волшебной сказки» Проппа, а «читалка» для детей и взрослых.

Издание выполнено тщательно и без огрехов. «Последний богатырь» становится на страницах продолжением многочисленных фольклорных сюжетов. Особенно удались автору рассказы о женских персонажах — о каждой написано не схематично, а сочувственно, как о знакомой. Все недостатки яркого фолианта удивительным образом идут ему в плюс, потому что существует книга не в литературном контексте (и даже не в кинематографическом), а в маркетинговом. Продукт, который нужно продать, должен покупаться. Остальное — детали.

Легко придраться к тому, что Будур — пусть в шутку — сравнивает Лихо Одноглазое с греческим циклопом Полифемом, но энциклопедия мифов, легенд, литературных вариаций на тему русского фольклора вряд ли претендует на полноту и научную обстоятельность, являясь частью другого сюжета. Ведь книжный магазин сегодня (это касается и онлайн, и офлайн) торгует не только новыми изданиями. «От Лукоморья до Белогорья» — вещь техническая, она рассчитана на тех, кто посмотрел кино и хочет узнать о полюбившихся героях побольше. Эксплуатация этого желания приносит хороший доход и меняет, пусть и не сразу, большую читательскую среду.

Книга, всегда бывшая в России явлением крайне значимым, сначала была вытеснена на периферию (отсюда — частые родительские возгласы о том, что «дети ничего не читают»), а теперь возвращается в ином качестве. «От Лукоморья до Белогорья» не назидательна, здесь нет морали, отсутствует тот опыт, который ребенок мог бы вынести и применить в жизни. Зато хватает красочных изображений… скажем, оружия. Логично предположить, что юный читатель захочет себе меч-кладенец, за которым придется идти в ближайший магазин. Каталог товаров получился на загляденье.

Хорошо это или плохо, судить поздно. Все уже случилось. Богатыри продаются лучше Спайдермена — таков итог. Вопрос о том, существует ли что-то важное, лежащее вне пределов товарно-денежных отношений, стоит задавать, но совсем иначе, чем раньше. Не всем читателям книги Натальи Будур он будет понятен, и не нам их винить.