Незнайка — «Культуре»: «Надо твердо стоять на ногах!»

Александр АНДРЮХИН

20.11.2013

В канун 105-летия со дня рождения писателя Николая Носова, автора книг о приключениях Незнайки и его друзей, корреспондент «Культуры» разыскал любимого всеми героя в Цветочном городе на улице Колокольчиков.

культура: Всегда удивляюсь твоим желтым штанам и солнечному настроению. Откуда это в тебе?
Незнайка: На меня с солнца что-то свалилось. Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове. 

культура: Удивляюсь, как такое возможно!
Незнайка: А я будто не удивляюсь! 

культура: Ну и как ощущения, выдержал?  
Незнайка: Да, у меня организм крепкий, а голова еще крепче. У другого на моем месте обязательно было бы мозготрясение. 

культура: Знаю, что ты прекрасный поэт, хотя Цветик тебе отказывал в поэтическом даре. Однако по популярности, надо сказать, ты его превзошел. Тебе даже приписывают двустишие: «Я поэт, зовусь Незнайка! От меня вам балалайка!»
Незнайка: Про меня, знаете, много стихов сочиняют, не упомнишь их все. Пойду-ка расскажу нашим — может быть, они еще не слыхали.

культура: Подожди! А каких поэтов ты читал, кроме Цветика? Читал, к примеру, «Облако в штанах» Маяковского?
Незнайка: Ну, это ты сочиняешь! Облако — оно жидкое, как овсяный кисель! 

культура: Да ну? Впрочем, не берусь с тобой спорить. 
Незнайка (обиженно): Вот и говори после этого правду! И почему это всегда так бывает: стоит выдумать какую-нибудь чепуху, и тебе все поверят, а попробуй скажи хоть самую чистую правду — так тебе накладут по шее, и дело с концом!

культура: Ты не только поэт, но и музыкант. О твоей виртуозной игре на трубе ходят легенды. 
Незнайка: Это хороший  инструмент! Громко играет!

культура: Продолжаешь музицировать в свободное время?  
Незнайка: Моей музыки не понимают! Еще не доросли до моей музыки. Вот когда  дорастут — сами попросят, да поздно будет. Не стану больше играть.

культура: Чтобы научиться хорошо играть на музыкальном инструменте, нужна усидчивость. А ты, наверное, не способен на многочасовые занятия.  
Незнайка: Дудки! Это ты не способен! Ты просто из зависти так говоришь.

культура: Вовсе нет. Надо много учиться и репетировать, чтобы стать крутым музыкантом, как Земфира например. Нравится тебе ее хит «Привет, ромашки»?
Незнайка: Сейчас как треснемся и привет Ромашке! Зачем мне учиться? Я и так умею. Всем хочется показать, будто они много понимают в пении, вот и делают вид, что нравится. Прямо наказание какое-то! 

культура: Не обижайся, все равно твой хит про кузнечика еще никто не превзошел. А к чему ты тяготеешь, кроме музыки?
Незнайка: Я люблю приключения. Выше облаков всегда вверх ногами летают. Закон природы.

культура: Тебе, как коротышке, летавшему на Луну, виднее. Но ты знаешь, к какому полету сейчас готовятся земляне? Скоро мы полетим на Марс.  
Незнайка: Это вы полетите с крыши на чердак!

культура: Почему так скептично? Или ты никогда не хотел посмотреть на Марс? 
Незнайка: Я давно уже хотел посмотреть, что начинается там, где земля кончается.

культура: Вот это по-нашему. Когда я в детстве читал о жизни в Цветочном городе, она мне чем-то напоминала жизнь в нашей стране. Так же все сообща трудились в колхозах, не признавали частную собственность. Ведь ты и по сей день не признаешь частную собственность?
Незнайка: Почему не признаю? Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе, и деревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

культура: Наслышан. Особенно о ваших селекционных успехах в сельском хозяйстве. 
Незнайка: Ха-ха-ха! У нас картошка во (растопырил руки в стороны, словно собирался обхватить слона)! У нас картошка вырастает такая, что ее из земли вытащить невозможно. Мы выкапываем какая помельче, а с крупной никто и связываться не хочет. Так и остается в земле.

культура: А зачем вам такая крупная картошка и арбузы с гору?
Незнайка: А вот поднимемся и будем вам сверху на головы бросать.

культура: Правда?
Незнайка: Правда! Не мешайте мне врать... то есть — тьфу! — не мешайте говорить правду. 

культура: Жизнь в нашей стране стала такой же, какую ты увидал на Луне. У всех в голове только деньги. Люди перестали смотреть на звезды. Появились богачи. 
Незнайка: Лунных богачей не интересуют звезды! Как говорил астроном Альфа, богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги! А лунолог Мемега добавлял: «Звезды — не деньги, их в карман не положишь и каши из них не сваришь». Видите, какое невежество! Для них имеет ценность лишь то, что можно съесть или спрятать в карман. 

культура: То есть думают только о выгоде?
Незнайка: Ну конечно, конечно. Какой же это будет хороший поступок, если ты совершаешь его ради выгоды! Сегодня я еще отдохну, а завтра начну совершать хорошие поступки

культура: А что для вас, коротышек, имеет ценность?
Незнайка (задумчиво): Как говорил Винтик, для того чтобы нормально работать, необходимо твердо стоять на ногах. Попробуй, например, месить тесто, рубить капусту, резать хлеб или вертеть мясорубку, когда твое тело без всякой опоры болтается в воздухе. А Пончик говорил, режим питания нарушать нельзя. Все надо делать вовремя: и обедать, и завтракать, и ужинать. Все это дело нешуточное! 

культура: А в вашем Цветочном городе есть трудности? 
Незнайка: Ну, понимаешь, у нас в городе все как-то не так, как надо. Нет никаких, понимаешь, чудес, ничего нет волшебного... То ли дело в старые времена! Тогда чуть ли не на каждом шагу встречались волшебники, колдуны или хотя бы ведьмы. 

культура: Тем не менее многие люди мечтают жить так же легко и беззаботно, как в вашем Цветочном городе.   
Незнайка: Куда там! У нас если захочешь яблочка, так надо сначала на дерево залезть; захочешь клубнички, так ее сперва надо вырастить; орешка захочешь — в лес надо идти. У вас просто: иди в столовую и ешь, чего душа пожелает, а у нас поработай сначала, а потом уж ешь.

культура: Ну у нас то же самое — люди работают не меньше, чем твои друзья коротышки.  
Незнайка: Так ведь вам помогают машины работать, а у нас машин нет. И магазинов у нас нет. У нас каждый домишко — сам по себе. Из-за этого получается большая путаница. В нашем доме, например, есть два механика, но ни одного портного. В другом каком-нибудь доме живут только портные, и ни одного механика. Если вам нужны, к примеру сказать, брюки, вы идете к портному, но портной не даст вам брюк даром, так как если начнет давать всем брюки даром... останется не только без брюк, но и без еды, потому что не может же он шить одежду и добывать еду в одно и то же время! Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу. Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол выменять у портного на брюки. Но столяр тоже может сказать, что ему не нужна груша, а нужен топор. Придется вам к кузнецу тащиться. Может случиться и так, что, когда вы придете к столяру с топором, он скажет, что топор ему уже не нужен, так как он достал его в другом месте. Вот и останетесь вы тогда с топором вместо штанов!

культура: Просто беда!
Незнайка: Беда не в этом, потому что из каждого положения найдется выход. В крайнем случае, друзья не дадут вам пропасть, и кто-нибудь подарит вам брюки или одолжит на время. Беда в том, что на этой почве у некоторых коротышек развивается страшная  болезнь — жадность или скопидомство. Такой скопидом-коротышка тащит к себе домой все, что под руку попадется: что нужно и даже то, что не нужно. У нас есть один такой малыш — Пончик. 

культура: Это у которого костюм с семнадцатью карманами? 
Незнайка: У него вся комната завалена всевозможной рухлядью. Он воображает, что все это может понадобиться ему для обмена на нужные вещи. Кроме того, у него есть масса ценных вещей, которые могли бы кому-нибудь пригодиться, а у него они только пылятся и портятся. Разных курточек, пиджаков — видимо-невидимо! Одних костюмов штук двадцать, а штанов, наверно, пар пятьдесят. 

культура: Проблемка... Говорят, что захламление пространства ведет к захламлению умов. Ты что думаешь по этому поводу?
Незнайка: Мы, коротышки, очень маленькие и не можем охватить своим маленьким взглядом больших вещей. 

культура: Ну а если по-простому: как бы ты одним словом обрисовал такую ситуацию?
Незнайка: Шмакля!

культура: Точнее не скажешь. Знаешь, Незнайка, все в этом мире меняется. А ты хотел бы, чтобы что-то оставалось неизменным?
Незнайка: Хочу, чтоб было солнышко! У нас в Цветочном городе всегда солнышко.


Гость из будущего

В богатейшем наследии Николая Носова есть книга, которая вызывает не ностальгическую нежность, а изумление — своей все возрастающей актуальностью. Новое поколение коротышек, живущее в российских Давилонах и Лос-Паганосах, читает «Незнайку на Луне», удивляясь: откуда Носов без малого полвека назад так много знал про нас нынешних?

Избавившись от преследования, Незнайка во весь дух помчался по улице, огороженной с обеих сторон высокими заборами. Из-за заборов раздавался непрерывный собачий лай.

***

Наверно, не надо было давать ему пистолет. Вдруг он выстрелит и убьет кого-нибудь.

— У нас каждый может покупать и продавать что хочет, — объяснил господин Жулио. — Никто ведь не принуждает его из этого пистолета стрелять. В то же время и стрелять никто не может запретить ему, так как это было бы нарушением свободы предпринимательства.

***

Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете; если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе.

***

Сунув чемодан под сиденье, он вытащил из кармана целый ворох газет и принялся читать их. Здесь были и «Деловая смекалка», и «Давилонские юморески», и «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков».

Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков». Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием? Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако давилонские жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах и продавалась не только в городе Давилоне, но и во многих других городах.

***

Как же! — подтвердил коротышка. — Существуют специальные собачьи парикмахерские. Да и не только парикмахерские. Есть специальные собачьи магазины, торгующие всякими собачьими деликатесами, собачьи рестораны, закусочные и кондитерские, специальные собачьи спортзалы и спортплощадки, бассейны для плавания и стадионы.

***

А кто такие эти полицейские? — спросила Селедочка.

—Бандиты! — с раздражением сказал Колосок. — Честное слово, бандиты! По-настоящему обязанность полицейских — защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!

***

Содержание фильмов было слишком бессмысленным, чтобы давать какую-нибудь пищу для ума. Глядя изо дня в день, как герои всех этих кинокартин бегали, прыгали, падали, кувыркались и палили из пистолетов, можно было лишь поглупеть, но ни в коем случае не поумнеть.