Ты просто космос, Шнур

Денис СУТЫКА

23.06.2017

Музыкант Сергей Шнуров презентовал продолжение книги «Музыка для мужика» — «Ленинград». Невероятная и правдивая история группы». Разница между выходами сборников — 10 лет. На пресс-конференции Шнуров рассказал о новой книге, открывшейся в Москве выставке «Ретроспектива Брендреализма», своих собутыльниках и любимой жене. «Культура» приводит наиболее яркие цитаты одного из самых популярных музыкантов нашего времени.

Об истории создания книги и группе «Ленинград»

Инициативу взяла в руки моя жена. Она любительница подобного рода литературы. Матильда говорила, что в юности зачитала до дыр книгу про The Prodigy. А вот про «Ленинград» такого сборника с картинками и фотографиями нет. У нас не было особых споров с автором Максимом Семеляком по поводу того, что включать в альбом. Дело в том, что он не только мой друг, но и собутыльник, а это я ценю гораздо больше. Так что у нас все сложилось без напряга.

С момента выхода первой книги о «Ленинграде» очень многое поменялось. Это общая тенденция. Просто страна изменилась. Приросли какие-то новые смыслы, люди лучше стали одеваться. На углу Фонтанки уже не собираются стайки алкашей и не обсуждают геополитику. Поэтому мы переключили внимание на другие большие социальные явления. В принципе, наша история удивительна тем, что группа «Ленинград» существует не благодаря, а вопреки.

О «Ретроспективе Брендреализма»

Круто, если я бы сказал, что экспозицию инициировала моя жена, но, к сожалению, это не так. В свое время мне позвонили из Музея современного искусства в Санкт-Петербурге и предложили сделать большую персональную выставку. Я как-то всерьез этим занялся, сколотил творческую бригаду. При помощи Instagram нашел единомышленников и за полгода организовал выставку. Сейчас мы привезли ее в Москву, где она триумфально проходит. Народу битком.

О коммерции

Искусство всегда коммерческое. Иным оно было, наверное, только во времена Эмиля Золя. Тогда-то и появился образ голодного и холодного художника в шарфе, которого окружают падшие женщины. Смотрите, есть завод БМВ. Как вы думаете, при создании новой модели какие задачи решают сотрудники? Если что-то не продается, это просто не нужно.

О задаче художника

Если у художника есть только одна задача, мне кажется, это не вполне художник. Я, к примеру, многозадачный. С помощью создаваемых мною объектов, будь то песни, выставки или видеоклипы, стараюсь решить сложные и неоднозначные вопросы. Если начну объяснять, что делаю, то сужу поле интерпретации зрителя. Но, поверьте, если бы были нужны какие-то сопроводительные слова, у меня бы не заржавело.

О женском начале

В последнее время образ женщины очень сильно поменялся. Ее сила, вклад в создание мира огромны. Женщина — двигатель экономики, дискуссии. Вполне вероятно, если бы я не хотел понравиться одноклассницам, то никогда в жизни не взял бы в руки гитару. А еще я, наверное, наблюдательный. Я подписан на Анастасию Волочкову, Ольгу Бузову и других артистов шоу-бизнеса. Слежу за их языком, за этой мятущейся мыслью, нелогичностью. Мне кажется, это феноменально. Это как элементарные частицы.

Об идеализировании Шнурова

Это повелось со времен перестройки, когда музыкантам было принято задавать вопросы на общечеловеческие темы. Образ человека с гитарой стал сакральным. К нему приходят, как к некоему гуру. Ну согласитесь — это глупо. Музыканты знают столько же, сколько и вы. Ну еще ноты, и то не все.

О русском мате

Я бы не проводил какую-то границу между русским языком и матом. Если смотреть в историческом контексте, то мы увидим, что некоторые слова кочуют из ненормативной лексики в нормативную и обратно. Дело же не в нецензурной лексике. Бывают сильные поэтические произведения и не очень. Можно, извиняюсь, слово «трансцендентность» сунуть туда, где оно вообще неуместно, но это не значит, что оно плохое. Просто поэт косноязычный. Главное — уместность и чувство вкуса. Если человек в принципе обаятельный, умеет говорить, то не важно, какие выражения он использует. Если ты понятен и у тебя нет задачи кого-то обидеть, то мат вполне себе неплох.

О жене Матильде

Почему мы вместе? Я ее люблю. У нее такие замечательные кудряшки, мимо которых я не мог пройти. Кроме того, Матильда готовит замечательный рыбный суп. Я его просто обожаю, особенно с похмелья.

О прошлом

Если бы у меня была возможность перенестись в прошлое, то выбрал бы 1989 год. Мы тогда пошли с классом в поход. Я вначале выпил самогона, а потом вино «Кизляр». Так вот я сказал бы самому себе: «Кизляр» не пей!» Больше исправлять нечего.