Никогда не разговаривайте с иностранцами

Мария ЛОПАТИНА

06.11.2015

В Госдуму внесен громкий и весьма спорный законопроект, вынуждающий чиновников, бизнесменов и обычных российских граждан быть менее общительными с иностранцами. За несанкционированное разглашение информации по запросам заграничных властей предлагается ввести суровое наказание — многомиллионные штрафы. Однако, по мнению «Культуры», авторы инициативы, представляющие думский комитет по вопросам собственности, учли далеко не все аспекты. 

Законопроект вводит запрет на предоставление информации, за исключением ранее распространенной, по запросам иностранных государств или находящихся под их контролем организаций, без предварительного согласия уполномоченного органа исполнительной власти РФ, если иное не предусмотрено международными соглашениями РФ или федеральными законами. Как пояснил «Культуре» один из авторов, председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов, речь идет исключительно об информации экономического характера. 

— Данная мера направлена на то, чтобы степень защиты российского бизнеса, особенно на глобальных рынках, соответствовала той, что используется иностранными компаниями. Мы очень часто сталкиваемся с проблемой, когда зарубежные фирмы или политические центры используют инструмент «обязательности предоставления информации», в том числе составляющей коммерческую тайну. Полученные сведения необходимы им для всевозможного давления, недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа. Поскольку подобное соперничество особенно сильно ощущается в высокотехнологичных отраслях, этим законопроектом мы просто выравниваем условия, приводим их в соответствие с Гаагской конвенцией от 18 марта 1970 года, используя, повторюсь, те же методы, которые давно применяют наши коллеги во многих других странах. 

Законодатель также отметил, что упомянутое им давление ощущалось всегда, но именно сейчас, в связи с обострением отношений с Западом, оно серьезно усилилось. Соответственно, участились и случаи вымогания коммерческой информации. 

В пояснительной записке к документу сказано, что «законопроект направлен на решение задачи по обеспечению национальных интересов РФ в экономике и экономической безопасности». Разработчики напомнили, что, согласно международному праву, запросы, из-за которых разгорелся весь сыр-бор, следует вообще-то направлять по судебным либо дипломатическим каналам. Однако «государственные органы и уполномоченные ими организации ряда стран (в первую очередь США) зачастую игнорируют международные соглашения, направляя напрямую запросы о предоставлении информации, относящейся к деятельности компаний других стран, и придавая таким запросам в соответствии со своим законодательством характер обязательных к исполнению требований», — читаем в пояснительной записке.

— Выходит, сегодня на запрос властей, скажем, США к вашей компании вы обязаны, если, конечно, хотите работать в американской юрисдикции или же с американскими партнерами, выдать любую информацию экономического характера, — уточняет Гаврилов. — А они охотно передают ее вашим конкурентам. Мы предлагаем механизм защиты, согласно которому предоставить их можно только с одобрения российского правительства. Мы просто не хотим, чтобы на глобальном рынке продолжалась дискриминация отечественных фирм.

В документе отмечается, что за выдачу коммерческих данных без согласия властей штраф может составить для обычных граждан от 50 000 до 100 000 рублей. Для граждан, облеченных крупными должностями, сумма куда больше — от 600 000 до миллиона. Им, кроме того, грозит дисквалификация на срок до трех лет. Юридические лица, по мнению народных избранников, должны нести наказание размером до 10 млн рублей. 

К сожалению, законопроект обходит молчанием критерии, по которым будет определяться степень наказания. Предоставления каких конкретно сведений иностранцу будет достаточно, чтобы выписать минимальный штраф?

Разумеется, внушительные суммы взысканий не могут не вызывать резонного беспокойства, ведь без соответствующих пояснений и уточнений «попасть под раздачу» может, получается, практически любой человек, обсуждающий деловые вопросы с чужеземными подданными. Особенно, учитывая то, что законопроект не видит разницы между формами вражеского запроса: письменный, устный, телефонный.

Это тем более удивительно в сравнении с тем, что за разглашение информации, доступ к которой уже ограничен федеральными законами, штрафовать собираются гораздо скромнее. Граждан «без портфеля» — от пятисот до тысячи рублей, должностных лиц — от четырех до пяти тысяч. 

Пока законопроект не отвечает на вопрос, кто будет выдавать разрешение или, напротив, накладывать категорическое «вето» на иностранные запросы. Как говорится в документе, определить задействованные в данном процессе федеральные органы исполнительной власти должно будет правительство РФ. 

Авторы законопроекта упирают на то, что запреты на передачу информации, отнесенной к государственной, финансовой или коммерческой тайне, широко распространены не только в коммунистическом Китае, но также в западных державах — Франции, Германии, Австрии, Италии. Так-то оно так, но российский вариант закона в нынешней редакции явно не отвечает на целый ряд вопросов. 

Будет ли бизнесмен нести ответственность за дружескую беседу с иностранцем, если, к примеру, решит поделиться с ним тонкостями своего ремесла? Известно же, что промышленный шпионаж порой прикрывается самыми разными масками, и пресловутые «запросы» могут носить достаточно завуалированный характер. 

Кто будет отслеживать переписку физических лиц с представителями иностранных государств? Будет ли нести ответственность интернет-пользователь? Как известно, идентифицировать личность в Сети крайне проблематично: вы можете ненароком передать некие сведения о своей компании, допустим, Ивану Кузнецову, юристу из Волгограда, не подозревая, что тот на самом деле является Джоном Смитом из Лэнгли. И, наконец, вопрос вопросов: не будет ли такое вмешательство, хотя бы и с благими целями, противоречить праву на личную жизнь и свободу? Пожалуй, без консультации Эдварда Сноудена здесь точно не обойтись...

В общем, документ пока вызывает массу справедливых нареканий. Неудивительно, что многие эксперты, пытавшиеся проанализировать практическую пользу от сего предложения, пришли к простому выводу: в данной редакции законопроект сыроват, и без соответствующих разъяснений первое чтение в Госдуме, скорее всего, не пройдет. Есть и еще одна странность, косвенно свидетельствующая о не самых радужных перспективах инициативы: никто из членов профильного комитета по информационной политике (которому могла быть поручена проработка идеи, если бы она исходила из Кремля) в работе над обсуждаемым документом не участвовал и подпись свою под ним не поставил.