Бойкот и санкции едины

Вадим БОНДАРЬ

16.07.2015

Московская Олимпиада проходила в сложнейшей политической обстановке. Запад развернул грандиозную кампанию по дискредитации СССР, призывая весь мир к бойкоту соревнований. Формальной причиной послужил ввод в декабре 1979 года наших войск в Афганистан. Однако не случись этого, в атмосфере холодного противостояния отыскался бы другой повод.

Еще за полгода до ввода советских войск, 3 июля 1979 года, президент США Джимми Картер подписал директиву о широкой и многосторонней поддержке антиправительственного повстанческого движения в Афганистане. Таким образом, не Советский Союз, а именно Соединенные Штаты, нарушая все каноны международного права, вмешались во внутренние дела этой страны. Именно с того документа начались не только беды Афганистана, но и события, которые привели сегодня к созданию ИГИЛ. Антисоветский моджахеддизм вырос до моджахеддизма, возведенного в абсолют, вызывающего ужас даже в самом мусульманском мире. Советский Союз ввел ограниченный контингент своих войск, не нарушив ни одного пункта международного права и строго в соответствии с двусторонними соглашениями. Афганское руководство неоднократно обращалось к СССР с такой просьбой, мотивируя ее угрозой вмешательства в свои внутренние дела со стороны иностранных государств. Так что ни о какой военной агрессии речи быть не может. 

Для сравнения — по данным Брукингского института в Вашингтоне, с 1946 по 1975 год США 215 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом. В 1977 году президентом Картером была подписана секретная директива о формировании сил быстрого развертывания, которые могли бы быть брошены в бой в случае возникновения «внутренних беспорядков в жизненно важных для США районах». В марте 1980 года Пентагон официально объявил о создании стотысячного корпуса таких сил. А за три месяца до ввода советских войск в Афганистан, в конце сентября 1979-го, был свергнут центральноафриканский император Жан-Бедель Бокасса. Переворот осуществили по инициативе и при непосредственном участии Франции, ее спецназа и десантников (операция «Барракуда»), что, по сути, являлось прямой военной интервенцией. 

Но этого Вашингтон и весь «свободный мир» не заметили. А сосредоточились на дискредитации Советского Союза, в том числе и Олимпийских игр в Москве. Уже 4 января 1980 года Картер предложил Международному олимпийскому комитету перенести Олимпиаду в другую страну. Например, в Грецию. В общем, почти как сейчас с чемпионатом мира по футболу. Этим сходство с современностью не ограничивается. 13 марта министерство торговли США выпустило заявление с требованием к американским коммерческим фирмам прекратить экспорт в Москву продукции, имеющей отношение к Олимпиаде. Их верные союзники в Великобритании отказались от продления кредитного соглашения с СССР, которое действовало с 1975 года и предусматривало льготные процентные ставки. Та же политика санкций. И не важно, что является поводом — Афганистан или Украина. 

Надо отдать должное МОК, который не поддержал идею бойкота Москвы. Тогда Запад стал активно давить на национальные Олимпийские комитеты и мировую общественность, чтобы ведущие страны проигнорировали Игры. Однако организовать всеобщую обструкцию не удалось. Да, некоторые атлеты под угрозой финансовых и карьерных последствий не приехали в советскую столицу. Спортсмены из 15 стран, включая Великобританию, Францию, Италию, вынуждены были выступать не под своими национальными знаменами, а под олимпийским флагом. Но, несмотря ни на что, за 14 дней соревнований участники из 81 государства установили 74 олимпийских, 39 европейских и 36 мировых рекордов. А улетающего Мишку на церемонии закрытия со слезами провожала вся планета — трансляция велась на всех континентах. Никакие санкции не смогли опорочить праздник спорта и мира. 

Американцы, правда, попытались провести в Филадельфии альтернативные игры с участием 29 бойкотирующих Москву стран, назвав их «Колокола Свободы». Но звон этих колоколов оказался жиденьким, и звонили они в большей степени по самим участникам. Смешно, что значительно позже, в преддверии Олимпийских игр в Сочи, американская Washington Post писала: «Российский президент любит видеть себя учеником истории, однако если бы он обратился к событиям 1980 года, то мог бы избежать многого из того, что спровоцировало столь нежелательные для Кремля дискуссии сегодня. Так же, как и советские лидеры, Путин был неосторожен и принял решения, которые привели Запад в ярость и поставили под угрозу любимый проект президента России». Воистину, нет предела самомнению. Никаких правовых обоснований критики. Просто: ваши решения приводят нас в ярость. Вот не нравимся мы им. 

И еще один замечательный пассаж из той статьи: «В 2014 году высокопоставленные американские чиновники держатся от Олимпиады в стороне, таким образом демонстрируя свое неодобрение ситуацией в стране, которую построил Путин». Ну не прелесть? Не нравится им страна, которую построил Путин. А спросите: нам нравится все, что строят США? В том числе далеко за пределами своей территории, у наших границ? И ведь как строят, «по-олимпийски». В 2008 году, во время Олимпиады в Пекине, вспыхнула пятидневная война в Южной Осетии, а во время Олимпийских игр в Сочи в 2014-м начался украинский конфликт. В обоих случаях именно Вашингтон был истинным закулисным организатором событий. Так что от Олимпиады-80 до нынешних дней ничего не изменилось. Разве что кровопролития в мире стало гораздо больше.