Политех в садах и под землей

20.09.2013

Валерия КУДРЯВЦЕВА

Сегодня, когда меняется само понимание того, каким должен быть современный музей, Политехнический под руководством нового директора — Юлии Шахновской — оказался в авангарде перемен. Что из этого выйдет, покажут ближайшие годы.

В результате международного конкурса архитектурных концепций победил проект «Музей-сад» молодого обладателя «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале 2010 года японского архитектора Джуньи Ишигами. Он обещает создать целую музейную территорию в центре столицы — окружить здание Политеха садом, открыть подземный уровень с вечнозеленой зоной, на внутренние дворы надеть стеклянные купола. Само здание Политеха работы Монигетти будет отреставрировано согласно изначальному проекту. За рамочную концепцию развития отвечает английская компания Event Communications — известная фирма в сфере музейного и выставочного проектирования. Результат будет очевиден к 2018 году. Как изменится музей к тому времени, чем он живет сейчас и где искать «бездомный» Политех, — рассказывает Юлия Шахновская, прежде возглавлявшая Фонд развития Политехнического музея.

культура: Есть ли в мире музеи, чьим опытом Вы вдохновляетесь?
Шахновская: Есть много музеев, которые мне нравятся. Есть много таких, где я еще не была. Но от тех, которые мне интересны, я стараюсь брать отдельные элементы, проекты, и применять у нас в работе. Например, жизнь свела с Центром науки «Коперник» в Варшаве. Совершенно уникальные люди. Есть удивительный научно-познавательный музей CosmoCaixa в Барселоне. Любимый музей — Гетти в Лос-Анджелесе. Он не очень близок нам по содержанию, но по подходу к делу ничего подобного в мире я не встречала, это совокупность всех правильных процессов в подобной формации. Для музея здесь создано не просто здание, но среда: дорога к музею, архитектурный ансамбль, парк.

Эскиз проекта «Музей-сад» Джуньи Ишигамикультура: Ваши усилия тоже направлены на то, чтобы не просто обновить Политех, но создать отдельную музейную территорию в самом центре Москвы?
Шахновская: Считаю, что заявка на амбициозный проект требует комплексного подхода. Важна среда в широком смысле. А она формируется — от архитектуры и инфраструктуры здания до принципов и механизмов работы с людьми: внутри команды и во внешнем мире.

культура: А как при такой планке с кадрами? Есть ли профессионалы с достаточным образованием, опытом, навыками?
Шахновская: Поначалу, не скрою, казалось, что музейное сообщество совершенно замшелое и не способно к трансформации. Но стоило создать условия, в которых можно реализовывать иные качества, оказалось, что и в этой среде очень много интересных, совершенно удивительных людей. Далеко не самых молодых.

культура: Вы также активно привлекаете к сотрудничеству кадры из мирового музейного сообщества. С кем уже удалось договориться?
Шахновская: Мы плотно работаем с Яном Блетчфордом — директором Музея науки в Лондоне. Начинаем сотрудничать с Музеем математики в Нью-Йорке. В ближайшее время предстоит поездка по Азии, надеюсь, это выльется в плотное взаимодействие с музеями Гонконга и Сеула. Наш основной консультант мирового уровня по созданию экспозиций — Марк О’Нил, создатель музея Риверсайд в Глазго. Иван Боганцев, руководитель просветительских программ, очень плотно работает с Сите де Сьянс в Париже, потому что у них замечательные детские образовательные программы. Мы работаем с Гоери Делакотом — создателем Эксплораториума — самого известного на сегодня научного центра. Надо сказать, как только появляется возможность сделать что-то интересное, все с большим удовольствием с нами сотрудничают, иногда даже бесплатно. Что в мире, вообще-то, не принято.

культура: Какие проекты будут воплощены в ближайший год? И на каких площадках?
Шахновская: В марте мы откроем постоянную экспозицию на ВВЦ. Сейчас приводим павильон в соответствие с нашими требованиями. В нем откроется выставка «Россия делает сама» и будет работать там все четыре года, пока реконструируется историческое здание. В октябре запускаем большую постоянную программу в Культурном центре ЗИЛа. Там организовано целое крыло — Научные лаборатории для детей. Чем-то похоже на дома пионеров и кружки, которые раньше были, но сделано на основе специальных курсов, дополняющих школьное образование. Много развлекательных мероприятий — особенно в выходные дни. Работают лектории — и в Культурном центре ЗИЛа, и на других площадках. Запускаем программу на более старшую аудиторию — цикл лекций, дискуссий вокруг науки, техники, смежных вопросов.

культура: Кто читает?
Шахновская: Наши профессора и ученые, приглашенные иностранные специалисты. 19 сентября, кстати, мы представляем интересный проект, рассчитанный на четыре дня — Научная опера. Его придумал известный американский физик Брайан Грин. Он и прочтет лекцию.

культура: Научная опера? Что это?
Шахновская: Грин вместе с композитором Филипом Глассом написали оперу, в основе которой — легенда об Икаре. Получился любопытный формат — мультимедийная постановка, излагающая научную теорию происхождения Вселенной. Кроме этого, в начале октября в третий раз пройдет Фестиваль научно-популярного кино. Вместе с Высшей школой экономики запускаем интересный проект — «Университет детей». По выходным в университетском формате — более 600 ребят будут обучаться фундаментальным наукам. Это лекции по методике наших польских коллег, уже опробованной в нескольких странах и дающей феноменальные результаты.

«Университет детей»культура: А насколько платная эта история?
Шахновская: В разных проектах по-разному. Где-то — плата просто за билет. Мероприятия просветительского плана — бесплатные. «Университет детей» — 2000 рублей за семестр. В этом смысле мы пытаемся адекватно оценить возможности нашей аудитории.

культура: На основе многих научных музеев существуют исследовательские лаборатории. В Ваших планах есть такой формат?
Шахновская: Мы очень хотим. В новом здании на Ломоносовском, которое будем строить, запланировано большое пространство под Центр изучения коллекций. Мы видим его как технологическую базу, инфраструктуру для различных научно-исследовательских проектов, которая будет доступна всем желающим. Подобный центр есть в Эрмитаже, но он очень узконаправленный. Мы хотим раздвинуть эти рамки.

Эскиз проекта «Музей-сад» Джуньи Ишигамикультура: До холодов переезд будет закончен, начнутся работы по реставрации здания. Каким станет Политех, когда вы вернетесь сюда в 2018-м?
Шахновская: Политехнический проезд и подход к 9-му подъезду превратятся в пешеходную зону. Это будет расширенный сквер, уходящий под здание, где будет создано общественное публичное пространство для прогулок и развлечений. И будет оно московским — то есть городским, не музейным. А музей начнется с первого этажа, как и сейчас. Само здание практически не изменится. Оно приобретет свой первоначальный вид — как в конце XIX – начале XX века. Станет более ярким — со всеми рюшечками и вензелями, которые со временем потерялись. Внутри тоже все приводим в соответствие с первоначальным видом.

культура: Что будет в подземной зоне?
Шахновская: Экспозиции, проекты, кафе, сувенирные магазины. Мне бы хотелось, чтобы людей тянуло прийти туда просто так — на свидание, книжку почитать, кофе попить с друзьями.

культура: Как будет пополняться коллекция в «бездомные» годы?
Шахновская: Мы сейчас как раз начали работать над стратегией развития и пополнения коллекции. У нас открываются совсем новые направления, которых не было: биотехнологии, нанолаборатория. Кроме того, по объективным причинам целые коллекции с конца 80-х не пополнялись: электроника, компьютеры, связь. Есть целые направления, которые очень ярко представлены, но мы с ними совершенно не работаем. Например, изобразительные источники — у нас есть огромная коллекция дагерротипов. Сейчас будем пытаться понять, как ее показывать, развивать. Уникальное собрание перьев — другого такого в мире не существует. Это большая работа — оценить коллекцию, понять, что с ней делать, как повысить ее значимость.

культура: Как искать Политех, пока он «не дома»?
Шахновская: В декабре мы запускаем новый интернет-портал, и скорее всего, там появится интерактивная карта, на каких площадках присутствует Политех. Мы даже посчитали, что иногда в активное время — осенью, зимой — мы присутствуем больше чем на 30 площадках Москвы.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть