Жил на свете тренер Жук

Дмитрий ЕФАНОВ

22.01.2015

25 января исполнилось бы 80 лет выдающемуся тренеру Станиславу Жуку. Одни считали его лучшим наставником в истории фигурного катания и восхищались новаторскими идеями, другие называли тираном, требовавшим полного подчинения от учеников. На пике славы Жук находился в числе самых могущественных людей советского спорта, но закончил жизнь в конце 90-х, всеми забытый, на ступеньках станции метро. У Станислава Алексеевича было много сторонников, хватало и недругов, которые до хрипоты спорили о его человеческих качествах, соглашаясь только в одном — Жук гениальный тренер.

Станислав родился в Ульяновске, а фигурным катанием увлекся после переезда семьи в Ленинград. На стыке 50–60-х Жук в паре с будущей супругой Ниной Бакушевой четырежды выигрывал чемпионат СССР и трижды завоевывал серебряные медали на первенстве Европы. Уже тогда будущий тренер старался оживить консервативный вид спорта, внести новые элементы, заставлявшие зрителей в изумлении открыть рты. 

В 58-м Бакушева и Жук удивили не только болельщиков, но и судей, когда выполнили «поддержку на одной руке». Арбитры проявили трусость и, сославшись на опасность элемента, отказались его засчитывать, тем самым лишив советскую пару заслуженного «золота». Но маховик, запущенный нашими фигуристами, уже нельзя было остановить. Спустя год новшество освоили многие ведущие спортсмены планеты, и судьям пришлось пойти на изменения в правилах. 

Карьера фигуриста послужила для Станислава Алексеевича лишь прологом к главному делу жизни. Cтав тренером в 26 лет, Жук перебрался в Москву, где на катке ЦСКА создал «лабораторию» по производству чемпионов. Тренер смело шел на эксперименты, регулярно удивляя коллег. Специалисты недоумевали, когда новатор поставил в пару к своей миниатюрной сестре Татьяне высоченного Александра Горелика. Разница в росте была огромной, но Жука это не смущало. На Олимпиаде-68 подопечные молодого наставника уступили только непобедимой паре: Людмила Белоусова — Олег Протопопов. Многие думали, что те еще долгое время будут оставаться на вершине, но неугомонный Жук готовил новое оружие — Ирину Роднину и Алексея Уланова. 

На заре тренерской деятельности Станислав Алексеевич помогал Белоусовой и Протопопову в работе над сложными элементами, а потому отлично знал сильные и слабые стороны чемпионской пары. Их дни на Олимпе были сочтены. В 72-м Роднина и Уланов в блестящем стиле выиграли Игры в Саппоро, а тренера отметили орденом «Знак Почета». 

Казалось, что впереди у триумвирата блестящее будущее, но в дело вмешались личные отношения. Фанатично преданный работе наставник каленым железом выжигал любое инакомыслие в своем окружении. Интеллектуал Уланов, устав от тренера, не желающего идти на компромиссы, решился на смену партнерши. Алексей не сомневался, что в паре с Людмилой Смирновой его ждет успех. Роднина, в свою очередь, захандрила, заговорила об уходе из спорта. В подобной ситуации многие бы потеряли самообладание, но только не железный Жук. 

— Наш треугольник стал превращаться в «бермудский», очень устала от этой ситуации и однажды ляпнула Жуку, что ухожу из большого спорта, — рассказывает Ирина Роднина. — В итоге он привел в группу Сашу Зайцева — длиннорукого, длинноногого. Была уверена, что для другой девочки. Говорю тренеру: «Классный парень». Он в ответ: «Попробуй, покатайся». Вышли на лед, поехали. Ощущение, будто из «Жигулей» пересела в «Мерседес». Просто полетела. 

Вскоре о новом дуэте заговорил весь спортивный мир, а первое серьезное испытание пришлось на чемпионат планеты 1973 года в Братиславе, когда во время выступления выключилась фонограмма. Стоявший у бортика Жук скомандовал: продолжать программу! Пара, ни разу не сбившись, откаталась без музыки, под аплодисменты потрясенного зала. Как потом выяснилось, «диверсию» совершил местный сотрудник, решивший таким способом отомстить за события 68-го в Праге. Судьи оказались в сложной ситуации и, по указанию главного рефери, оценки снизили, но это не помешало советским фигуристам выиграть турнир. 

Впереди Роднину и Зайцева ждал триумф на Олимпийских играх, но уже с другим тренером. В определенный момент прессинга наставника не выдержала и любимая ученица. Жук словно не заметил потери. Продолжал экспериментировать, расширял границы возможного. Поднял на новый уровень одиночное мужское и женское катание. Ученики Станислава Алексеевича завоевали на крупнейших международных соревнованиях в общей сложности 136 (!) медалей, из которых 67 золотые. 

В середине 80-х для тренера наступили непростые времена. В перестроечные годы многочисленные недруги стремились воспользоваться нестабильной ситуаций и свалить многолетних колоссов. Разными способами пытались «копать» под Виктора Тихонова, Александра Гомельского, Валерия Лобановского, оказался в этом ряду и Станислав Жук. В фигурном катании во все времена хватало закулисных интриг, поэтому и Станислава Алексеевича решили зацепить особенно грязным способом. Во время работы с Еленой Водорезовой кто-то запустил слух о том, что тренер состоит с юной спортсменкой в интимной связи. Дальше разговоров дело не пошло, но вскоре грянул гром — новая воспитанница Жука Анна Кондрашова вместе с хореографом Мариной Зуевой написали письмо в ЦК, в котором обвинили тренера в «аморальном поведении». Доказательств не представили, но репутацию изрядно подпортили. Все могло сложиться гораздо хуже, если бы не позиция Водорезовой, которая категорически отказалась подписывать скандальное письмо. Говорят, когда непроницаемый Жук узнал об этом, у него из глаз покатились слезы.

Прощальный подарок мировому фигурному катанию Станислав Алексеевич сделал в виде одной из самых красивых пар: Екатерина Гордеева — Сергей Гриньков. Но на Олимпиаде-88 в Калгари они побеждали уже без него. По неофициальной информации, Гринькова, выступавшего за ЦСКА и имевшего воинское звание, предупредили, что если он не уйдет от тренера, то вместо Олимпиады поедет служить в Сибирь.

Станислава Алексеевича не стало спустя десять лет после триумфа его учеников. Жук закончил жизнь на ступеньках станции метро «Аэропорт» в окружении спешащих по делам горожан, которые не подозревали, что в этот момент на их глазах остановилось сердце одного из величайших тренеров в истории.  


Прямая речь

Ирина РОДНИНА, трехкратная олимпийская чемпионка:

— К Станиславу Алексеевичу всегда испытывала чувство огромной благодарности. Он дал очень многое, практически полностью поменял мое представление о жизни. Научил верить в себя, не сдаваться в любой ситуации. C ним всегда было интересно, он жил любимым делом и заражал энтузиазмом окружающих.