Охотники за удачей

17.09.2014

Елена ФЕДОРЕНКО

Фото: Игорь ЗахаркинТеатр «Новый балет» открыл юбилейный, 25-й, сезон премьерой спектакля-диптиха «Fortuna vis lucem» в постановке итальянского хореографа Франческо Вентрильи.

Все пролетевшие годы «Новый балет» вопреки названию бился за счастье на задворках заметных театральных исканий. Время для него словно остановилось: примитив танцевальных комбинаций зашкаливал, глубокомысленные рассуждения о «тайнах мироздания и ускользающих материях» вводили в шок, пафос, с каким артисты таскали хоругви, свидетельствовал о проблемах со вкусом.

Сегодня труппу не узнать. Из прежнего призыва остались только двое танцовщиков, большинство — дебютанты. Новое руководство театра рискнуло пригласить к сотрудничеству успешного итальянского хореографа Франческо Вентрилью. Мы знаем о нем мало: для Светланы Захаровой поставил компьютерную стрелялку «Захарова. Суперигра» (спектакль прошел незаметно), удачнее поработал с примой Мариинки Ульяной Лопаткиной, поставив для нее два номера. 

«Fortuna vis lucem» — диптих на хорошо известную классическую музыку: ораторию «Кармина Бурана» Карла Орфа и «Болеро» Мориса Равеля. Каждая часть без особых потерь может исполняться самостоятельно, хотя хореограф складывает их в единую историю. Рассказывает Франческо Вентрилья: «Смысл латинского названия можно перевести как «Поймать луч Фортуны». У этой непостоянной богини изменчивый нрав, потому так и непредсказуемы людские судьбы, которыми она управляет. Просчитать ее действия нельзя — она поддерживает праведников, но может помочь и падшим. Спектакль готов, и он уже не мой, а артистов «Нового балета», с которыми мне работалось радостно».

Последняя фраза — не в бровь, а в глаз. Боевитые танцовщики лихо перетанцевали хореографа, с отчаянием камикадзе окунувшись в буйную экспрессию пластики. Падали ничком и не жалели ног, подолгу вибрируя в глубоких плие. Трансляцией собственного взгляда на мир хореограф, кажется, совсем не озабочен. Он берет весь, без купюр, цикл средневековых песен (сборник был найден в монастыре Бойерн в 1803 году), «рассказанных» Карлом Орфом, и старается передать смысл каждой. Причем — в режиме гоночного экстрима и на скоростях, привычных для компьютерных игр. Вентрилья закручивает движения в ураганных ритмах и избегает любых пауз — так цирковой гонщик, поднявший свой мотоцикл на стену, боится остановки. Но чего не отнять у выдумщика выразительных картинок, так это тяги к декоративной театральности. Скудное оформление, собранное не самым богатым театром по остаточному принципу, атмосферу рождает удивительную. Конструкции из целлофана перемещаются по сцене, затянутой в черное, создавая то образ ледяной пещеры, то кокон, из которого появляются герои. Художник Денис Соловьев дает в руки артистам светящиеся букетики алых цветов, и составленные вместе они превращаются в весенний сад. 

Фото: Игорь Захаркин

Персонажи Вентрильи не похожи на средневековых вагантов — тех, что жили плотскими радостями и мирскими наслаждениями, отдавали щедрую дань Бахусу и обо всем этом, странствуя, слагали стихи и песни. Главная героиня «Кармины Бураны» — Избранница Фортуны (на роль приглашена прима Большого театра Анна Антоничева, демонстрирующая свойственную ей исключительную форму). Она покровительствует герою Андрея Меркурьева (тоже Большой театр), спасая его от попоек и азартных увлечений. 

В «Болеро» танцуют на двух уровнях: на помосте рыжеволосая и босоногая Фортуна — гибкая Антоничева с поразительной красоты стопами — управляет безликими существами (лица кордебалета спрятаны под шлемы), что копошатся ниже этажом. Богиня помогает им стать людьми, ведет к свету. Мини-дуэты, составляющие текст партии, классическая балерина осваивает с непринужденной легкостью и грацией.

Среди обаятельных зарисовок «Кармины Бураны» привлекает сценка, где лукавый Купидон-переросток ловит рыбу в оркестровой яме. Забрасывать удочку не опасно, музыкантов нет, спектакль идет под фонограмму. И, сказать по чести, живой музыки не хватает. В планах театра — исполнить спектакль под оркестр, привлечь хор и солистов-вокалистов. В любом случае, за «Новым балетом», вышедшим из тени на свет, теперь стоит следить.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть