Цискаридзе замечен в Мариинке

Елена ФЕДОРЕНКО

14.06.2013

Николай Цискаридзе, уведомленный дирекцией Большого театра о расторжении двух трудовых договоров (как с премьером труппы и педагогом-репетитором), пока продолжает давать ежедневный репетиционный класс.

На днях он нанес визит в Мариинский театр, присутствовал как зритель на «Спящей красавице». Петербургская публика осаждала гонимую звезду просьбами об автографах.

Единственный комментарий по поводу всего происходящего артист позволил себе дать французской газете «Фигаро», посетовав, что руководство уведомило его о прекращении сотрудничества в дни неудачной премьеры оперы Бородина «Князь Игорь». И сделано это, с точки зрения Цискаридзе, не случайно, а дабы отвлечь внимание широкой публики от провала спектакля, ставки на который были велики. От других комментариев артист упорно отказывается.

Тем временем солистка Большого балета Анжелина Воронцова — ученица Николая Цискаридзе и гражданская жена Павла Дмитриченко (который, напомним, подозревается в покушении на Сергея Филина и находится под стражей), по утверждению источника в БТ, написала заявление об уходе из театра. Пока в отдел кадров оно не поступало, но тот же источник утверждает, что Анжелина намерена подать его в ближайшие дни. Причиной ухода Воронцовой является расставание Большого театра со своим самым проблемным солистом.

В субботу, 15 июня, поклонники Цискаридзе готовятся провести акцию в его защиту и уже согласовали ее с властями Москвы. Митингующие соберутся в сквере на площади Революции, у фонтана и памятника Карлу Марксу. Они будут требовать заключения с артистом контракта на 5 лет.

Напомним, у народного артиста России Николая Цискаридзе с ГАБТом заключены два контракта, срок обоих истекает 30 июня, и оба, по решению руководства, продлены не будут. Цискаридзе, работающий в театре с 1992 года, начиная с 2004-го совмещает исполнительскую деятельность с педагогической. Со вторым контрактом связана нашумевшая история: незадолго до наступления 2012-го администрация Большого театра уведомила премьера, что отстраняет его от педагогической работы.

Премьер тогда сказал «Культуре», что поставил в известность дирекцию Большого: «Если будет приказ, тут же последует мое обращение в соответствующие органы, которые должны разбираться с явным нарушением закона». Ставку педагога-репетитора Цискаридзе на тот момент удалось сохранить.

Конфликт между Большим театром в лице гендиректора и премьером труппы длится не один год. Катализатором ситуации послужило нападение на балетного худрука ГАБТа Сергея Филина — со взаимными обвинениями конфликтующих сторон. До этого Цискаридзе громко критиковал ремонт Большого, назвав его «актом вандализма», говорил об ущемлении прав артистов, о нарушении руководством театра законодательства РФ. Еще раньше высказывал несогласие с творческой программой балетной труппы, кто бы ею ни руководил — от Ратманского до Филина. Сор выносился из избы, ситуация выходила из-под контроля.

Администрация театра, в свою очередь, стала объявлять премьеру выговоры за интервью, которые он давал СМИ. В конце марта Цискаридзе подал иск к Большому театру с требованием отменить дисциплинарные взыскания в виде выговоров, сделанных ему дважды в феврале этого года. В апреле в ходе слушаний в Тверском суде представители театра предложили Цискаридзе пойти на мировое соглашение. Но мира не получилось. Премьер назвал действия руководителей Большого театра «очередным пиар-ходом». 12 апреля суд частично удовлетворил иск Цискаридзе: один выговор был снят, второй — оставлен.

В беседе с корреспондентом «Культуры» Цискаридзе заметил: «Понятно, что ту же самую бумагу (о непродлении контрактов) мне пришлют в конце июня. У меня только один вопрос: какими качествами должен обладать человек, чтобы прийтись ко двору в Большом? Если это не Николай Цискаридзе (извините), прослуживший двадцать лет одним из первых артистов этого театра и получивший все награды, какие только возможно получить в стране и мире, с высшим образованием, опытом педагогической работы в театре и Академии хореографии, то в чем же состоят критерии отбора?»

И вот, бумага получена. Конечно, Николай Максимович как классический танцовщик приближается к неизбежному в жизни каждого артиста балета расставанию со сценой. Понятно, что если бы не его единоборство с руководителем театра, что вредит (уже навредило!) репутации первой сцены страны, опыт премьера труппе пригодился бы. Но теперь кажется, что новый виток истории с контрактами только удлинит шлейф скандалов, связанных с Большим. Вряд ли Цискаридзе уйдет тихо — ведь он не раз, впрямую и косвенно, говорил о своем желании возглавить первую музыкальную сцену страны. Осенью в адрес президента России поступило письмо с просьбой о назначении Цискаридзе генеральным директором ГАБТа, подписанное первыми лицами отечественной культуры. Правда, после того был срочно продлен контракт с гендиректором Большого Анатолием Иксановым, а часть заявителей свои подписи отозвали.

Борьба продолжится и, определенно, скажется на и без того нездоровой атмосфере в театре. На вопрос, не спровоцирует ли расторжение контрактов с Цискаридзе эскалацию конфликта, балетмейстер-репетитор Большого театра, народный артист СССР Борис Акимов ответил: «Думаю, будут и плюсы, и минусы. У Николая непростые и неоднозначные отношения внутри театра, есть определенные люди — небольшая группа, которые рядом с ним и его поддерживают. Но есть и те, кого он настроил своими действиями против. Остальные как работают, так и будут работать. А что касается учеников Николая, то они могут репетировать с другими педагогами».