Цискаридзе поддерживает небольшая группа внутри театра

Елена ФЕДОРЕНКО

09.06.2013

«Я подтверждаю тот факт, что позавчера Николаю Максимовичу Цискаридзе было вручено уведомление о том, что с ним не продляются срочные трудовые договоры. Это решение руководства Большого театра», – сказала пресс-секретарь Большого театра Катерины Новикова корреспонденту «Культуры», отказавшись от комментариев.

Напомним, что у народного артиста России Николая Цискаридзе с ГАБТом России заключено два контракта, и оба истекают 30 июня. Цискаридзе, работающий в театре с 1992 года, начиная с 2004-го, совмещает исполнительскую деятельность с педагогической. Со вторым контрактом связана нашумевшая история: незадолго до наступления 2012 года администрация Большого театра уведомила премьера, что отстраняет его от педагогической работы. Тут же последовало немало комментариев, включая и оценку происходящему от тогдашнего министра культуры РФ Авдеева. Сам премьер сказал «Культуре», что поставил в известность дирекцию Большого: «Если будет приказ, тут же последует мое обращение в соответствующие органы, которые должны разбираться с явным нарушением закона». Ставку педагога-репетитора Цискаридзе тогда удалось сохранить.

Конфликт между Большим театром в лице гендиректора и премьером труппы длится не один год. Катализатором ситуации послужило нападение на балетного худрука ГАБТа Сергея Филина - со взаимными обвинениями конфликтующих сторон. Напомним, что Николай Цискаридзе также громко критиковал ремонт Большого, назвав его «актом вандализма», говорил об ущемлении прав артистов, о нарушении руководством театра законодательства РФ. Еще раньше резко высказывал несогласие с творческой программой балетной труппы, кто бы ею ни руководил – от Ратманского до Филина. Сор выносился из избы, ситуация в Большом выходила из-под контроля.

Администрация театра, в свою очередь, стала объявлять премьеру выговоры за интервью, которые он давал СМИ. В конце марта Цискаридзе подал иск к Большому театру с требованием отменить дисциплинарные взыскания в виде выговоров, сделанных ему дважды в феврале этого года. В апреле в ходе слушаний в Тверском суде представители театра предложили Цискаридзе пойти на мировое соглашение. Но «мира» не получилось. Премьер назвал действия руководителей Большого театра «очередным пиар-ходом». Суд 12 апреля частично удовлетворил иск Цискаридзе: один выговор был снят, второй – оставлен.

В декабре Николай Цискаридзе в беседе с корреспондентом «Культуры» заметил: «Понятно, что ту же самую бумагу (о непродлении контрактов) мне пришлют в конце июня. У меня только один вопрос: какими качествами должен обладать человек, чтобы прийтись ко двору в Большом театре? Если это не Николай Цискаридзе (извините), прослуживший 20 лет одним из первых артистов этого театра и получивший все награды, какие только возможно получить в стране и мире, с высшим образованием, опытом педагогической работы в театре и Академии хореографии, то в чем же состоят критерии отбора?».

И вот, бумага получена. Конечно, Николай Максимович как классический танцовщик приближается к неизбежному в жизни каждого артиста балета расставанию со сценой. Понятно, что если бы не его единоборство с руководителем театра, что вредит (уже навредило!) репутации первой сцены страны, опыт премьера труппе пригодился бы. Но теперь кажется, что новый виток истории с контрактами только удлинит шлейф скандалов, связанных с Большим. Вряд ли Цискаридзе уйдет тихо – ведь он не раз, впрямую и косвенно, говорил о своем желании возглавить первую музыкальную сцену страны. Осенью в адрес президента России поступило письмо с просьбой о назначении Цискаридзе генеральным директором ГАБТа, подписанное первыми лицами отечественной культуры. Правда, после того был срочно продлен контракт с гендиректором Большого Анатолием Иксановым, а часть заявителей свои подписи отозвали.

Борьба продолжится и, определенно, скажется на и без того нездоровой атмосфере в театре. На вопрос, не спровоцирует ли расторжение контрактов с Цискаридзе эскалацию конфликта, балетмейстер-репетитор Большого театра, народный артист СССР Борис Акимов ответил: «Думаю, будут и плюсы, и минусы. У Николая непростые и неоднозначные отношения внутри театра, есть определенные люди – небольшая группа, которые рядом с ним и его поддерживают. Но есть и те, кого он настроил своими действиями против. Остальные как работают, так и будут работать».

На просьбу все-таки прокомментировать сложившуюся ситуацию читателям «Культуры» и.о. художественного руководителя балетной труппы ГАБТа Галина Степаненко ответила безапелляционным отказом.