Сверхзвук, или Прерванный полет

31.05.2013

Нильс ИОГАНСЕН

Сорок лет назад в истории отечественной авиации произошла, пожалуй, самая громкая катастрофа — 3 июня 1973 года в Ле-Бурже во время демонстрационного полета разбился сверхзвуковой пассажирский лайнер «Ту-144». Причины трагедии до сих пор вызывают массу кривотолков.

В тот день сотни тысяч людей пришли в пригород Парижа посмотреть на русское чудо — стремительный, похожий на диковинную птицу, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет. Действительно первый, это признавали все. В том числе французы — они тоже вели разработки в этом направлении. Особенно обидно им было, что их «Конкорд» странным образом походил на советский лайнер. Впрочем, инженеры утверждают, что тут дело не в плагиате, а в аэродинамике, именно она диктует формы самолета.

«Ту-144» стал главным открытием авиасалона. Затаив дыхание, зрители смотрели, как он разбегается, взмывает в воздух — и вдруг на высоте 1200 метров самолет вошел в пике, устремился вниз и уже у самой земли развалился на части. Все шесть членов экипажа, а также восемь человек на земле погибли.

Расследование ЧП в СССР и Франции почему-то спустили на тормозах. Никто не был наказан, а советская пресса обошла вниманием тот факт, что перед носом нашей машины внезапно появился французский истребитель «Мираж». Инцидент засекретили, причем статус государственной тайны с него не снят до сих пор. Это политическое дело, считают авиаторы.

В общем-то, они правы: вся программа «Ту-144» была одной большой политикой. Создание сверхзвуковых пассажирских самолетов в 60-х годах прошлого века никто по большому счету не рассматривал как коммерческий транспортный проект. Это был вопрос престижа, соревнования — как политических систем, так и различных регионов планеты. Свой самолет практически одновременно начали строить в Европе, в США и в СССР. Каждая сторона хотела быть первой. Американцы — чтобы утереть нос русским и Старому Свету. Европейцы — дабы показать зарвавшимся янки, что они все еще умнее и сильнее. Ну а наши — с понятной целью продемонстрировать преимущество социалистической системы перед капиталистической. С «Ту-144» этого, увы, не получилось. После катастрофы в Ле-Бурже произошла еще одна — в Подмосковье, недалеко от Егорьевска. После этого самолет сняли с пассажирских рейсов. За семь месяцев эксплуатации между Москвой и Алма-Атой он перевез три тысячи пассажиров.

Зарабатывать на пассажирском сверхзвуке не рассчитывала ни одна из соревнующихся сторон: слишком прожорливыми оказались эти самолеты. Но престиж — куда же без него. Поэтому не только в СССР, но и в «странах капитала» под этот проект авиастроителям удалось выбить бюджетное финансирование. В США, например, к моменту своего закрытия в 1971 году программа поглотила около миллиарда долларов. Однако на эту прорву денег в корпорации «Боинг» сумели построить всего лишь полномасштабный макет самолета, сегодня его можно лицезреть в авиационном музее Hiller, штат Калифорния. Дальше дело не пошло.

Причем не из-за технологических проблем, они потихоньку решались. Проект завалили простые американцы, засыпавшие конгресс жалобами на то, что-де сверхзвуковые машины шумят, ударной волной выбивают стекла, разрушают озоновый слой и мешают миграции птиц. Под давлением общественного мнения программу закрыли, тем более что русский и европейский лайнеры уже полетели. Американцы безнадежно отстали, догонять не было смысла.

Англо-французский «Конкорд» оказался успешнее: было изготовлено 20 экземпляров, из них 15 — серийные. Вот только покупать сверхдорогой и заведомо убыточный эксклюзив никто не собирался, поэтому British Airways и Air France отдали их за символическую цену: соответственно, по 1 фунту стерлингов и по 1 франку за штуку. Они стали олицетворять высокие технологии европейских авиаторов. Удивительно, но несмотря на чудовищную стоимость авиабилетов — до 10 тысяч долларов — на рейсы из Лондона и Парижа в Нью-Йорк все-таки находились желающие. Как правило, это были вечно спешащие топ-менеджеры и шикующие нувориши с сомнительными капиталами. Кстати, в фильме «Большой куш» американский гангстер Ави летит на разборки в Лондон именно на «Конкорде».

Но и в Европе «сверхзвук» оказался обречен. 25 июля 2000 года борт № 203 компании Air France потерпел катастрофу, погибли все сто пассажиров, девять человек экипажа и еще четверо в гостинице, на которую упал горящий самолет. По какому-то трагическому стечению обстоятельств лайнер рухнул почти там же, где за 27 лет до этого произошла катастрофа нашего «Ту-144». Агония «Конкорда» продолжалась еще три года, самолет пытались улучшить, но тщетно — в 2003-м англо-французский проект также отправили в отставку. Всего за свою историю европейские машины перевезли около трех миллионов пассажиров.

Сегодня в прессе время от времени снова мелькают проекты, вернее, прожекты, сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров, — как зарубежные, так и отечественные. Начиная от компактных VIP-бортов, до гигантских «летающих треугольников» супер-футуристического дизайна. Тут отметились все — и европейский концерн «Эрбас», и оскандалившийся в свое время «Боинг», да и в нашем КБ Туполева время от времени вспоминают, что сверхзвуковой проект «Ту-244», стартовавший еще в 1973 году, тоже вроде бы официально не закрыт. Но, увы, все это не более чем мечты — финансирования гражданского сверхзвука ни в России, ни за границей нет и не предвидится. И на то есть объективные причины.

— В мировой авиации сегодня востребованы крупные двухдвигательные экономичные и вместительные машины, ведь 40% цены билета приходится на топливо, — пояснил «Культуре» начальник летно-испытательного центра ФГУП ГосНИИ Гражданской авиации заслуженный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян. — Например, «Боинг-747-8», который теперь способен держаться в воздухе до 16 часов и перевозить 460 пассажиров. Дебют 747-го семействасостоялся еще в 1969 году, а сейчас в конструкции применяются различные современные композитные материалы. Или «A-380» — европейский ответ американцам. Поэтому финансирования проектов разработки и строительства сверхзвуковых пассажирских самолетов ожидать не приходится.

Кстати, как рассказал Рубен Есаян, в начале 90-х американцы активно изучали наш «Ту-144», много летали на этой машине. Тогда руководство «Боинга» снова задумалось о сверхзвуковом пассажирском авиалайнере, в советской машине их интересовала прежде всего аэродинамика, поведение самолета на предельных скоростях. Но вскоре исследования были прекращены. По всей видимости, попытка снова выбить бюджетное финансирование не удалась, поэтому проект — вполне, по мнению экспертов, жизнеспособный, на базе отечественного планера и заокеанских моторов — попросту похоронили.

… Если кому-то интересно посмотреть, как выглядит «Ту-144», это нетрудно сделать. Красавец-лайнер с трагической судьбой находится в авиационном музее в Монино. После развала СССР половину из 16 выпущенных бортов пустили на слом, остальные стали экспонатами музеев.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть