Кокошник, косоворотка и пара павлинов

Елена ФЕДОРЕНКО, Сочи

25.06.2014

Гала-концертами в Сочи и Краснодаре завершился V Международный конкурс «Молодой балет мира».

Десятидневный марафон танца в Сочи открывали в День России. Глава города Анатолий Пахомов начал свою речь с поздравления и особо подчеркнул, что конкурс проводится в год Олимпийских игр, которые «дали заряд и сочинцам, и всему миру». 

«То, что мэр лично присутствует на торжестве, важно», — отметил создатель, вдохновитель и бессменный председатель жюри конкурса Юрий Григорович. В день старта показали «Баядерку» его Краснодарского театра балета, в главной партии выступила солистка Большого театра Анна Никулина. Больше полусотни участников из 12 стран не только соревновались, но и посещали мастер-классы замечательных педагогов Маргариты Дроздовой и Юрия Васюченко, наблюдали, как репетируют коллеги, болели за друзей и соперников. 

Вообще, черноморский конкурс — не только один из самых молодых в мире. Он и адресован прежде всего балетной юности: здесь всегда много учеников балетных школ — нижняя возрастная планка для участников не обозначена. Строгая классика и бесшабашная современная хореография — реальность каждого мирового состязания, у сочинского есть свое ноу-хау: юниоры представляют народно-сценический танец (он стыдливо покидает подмостки многих театров), старшая группа — номера на музыку джаза. И если ученики ясно и чисто перевоплощались в русских девиц в сарафанах и кокошниках, лихих щеголей в косоворотках и алых сапогах, задорно отплясывали тарантеллы, цыганочки, камаринские, а еще и хорезмский, ирландский, польский, таджикский, эстонский танцы, то джаз-программа не задалась. Почему? Никто толком не знает, что это за фрукт — джаз-танец. Так что хореографы и исполнители сбивались на покорение классических трюков под грубоватой эстрадной приправой. 

Героем конкурса стал Олег Ивенко — он выступал за Украину (делегация многострадальной земли оказалась весьма внушительной), где учился, но сейчас берет вершины в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. Олег стал любимцем телезрителей в проекте «Большой балет» благодаря ликующей и открытой манере танца. Хореограф Глеб Колмагоров, отмеченный за номер «Прости меня», обязан наградой куражистому Олегу. Высшей наградой конкурса — Гран-при — Ивенко, в свою очередь, обязан и постоянной партнерше Кристине Андреевой. Она — победитель прошлого конкурса, в нынешнем состязании не участвовала, но ей по праву досталась премия за партнерство. 

В старшей группе первое место присудили солистке Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона, тонкой стилистке Дарье Ельмаковой и перспективному танцовщику Мариинского театра Алексею Попову. В младшей лучшими стали студенты Московской академии хореографии Дмитрий Выскубенко и Марфа Сидоренко. Ректор МАХУ Марина Леонова сознательно отправляет воспитанников на конкурсные испытания и возможных стрессов не опасается: «Умение собраться и проявить себя — важно в нашей профессии. 

Сочинский конкурс всегда открывает молодые таланты, да и интересно посмотреть, как танцуют представители других школ». Медали старшей группы разлетелись по постсоветскому пространству: «серебро» досталось Нине Колосковой (Москва, «Гжель») и Марату Сыдыкову (Бишкек), «бронза» — Марии Мишиной (Большой театр) и представителю казахской балетной школы Дидару Сарсембаеву. В юниорской команде московской школе конкуренции практически не было (лауреатами 2-й и 3-й премий — за исключением ученицы белорусского хореографического колледжа, нежной японки Урабе Куриму, — стали ее воспитанники, россияне и иностранцы: Влада Захарова, Наталья Погорелая, Алексей Путинцев, бразилец Давид Соарес, американец Джулиан Маккей). 

Каждый сочинский конкурс имеет свое посвящение: прежде вспоминали великих балерин Галину Уланову, Марину Семенову, Наталию Бессмертнову, отметили вековой юбилей «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Нынешний — адресовали памяти гения здешних мест Сергея Худекова. О нем — художнике возрожденческого полета, основателе сочинского «Дендрария», герое Крымской войны 1853–1856 годов, балетном историке и либреттисте, соавторе Мариуса Петипа, литераторе, просветителе, издателе (в «Петербургской газете», руководимой Худековым, появился один из первых рассказов Чехова), меценате, а также успешном ботанике, конезаводчике, животноводе — «Культура» уже рассказывала (№1 от 11.01.2013). Советские годы затуманили великое имя. В дни первого конкурса в Сочи Юрий Григорович настойчиво заговорил о необходимости восстановить справедливость. Два года назад, на IV «Молодом балете мира», мэр пообещал, что к лету 2014-го дворянское гнездо Худековых в «Дендрарии» восстановят. 

Многие не поверили. «Дача Худековых, она же вилла «Надежда», приведена в первоначальный вид. Мы сдержали слово», — сказал Анатолий Пахомов. После капитального ремонта двухэтажный особняк со смотровой башенкой-бельведером, названный Худековым именем жены, принял первых посетителей. В мемориальных комнатах воссоздана атмосфера дома, о гостеприимстве которого вспоминал Федор Шаляпин. В «Надежде» уютно расположился музей балета — его торжественное открытие состоялось в дни конкурса. Реликвии и артефакты, с уникальным упорством собираемые энтузиастами во главе с директором Дмитрием Кривошапкой, вдохновили на импровизированные «худековские чтения» — каждый вспоминал эпизоды из долгой 90-летней жизни Сергея Николаевича. Воздавали должное его многотомной «Истории танцев всех времен и народов». Воспевали романтические страсти, переложенные Худековым для балетов. Объявлялись редкие породы фазанов и павлинов, им выведенных. Приводились живые примеры: худековские птицы и сегодня гордо разгуливают по парку среди экзотических цветов и диковинных деревьев, над побегами которых колдовал неутомимый строитель «Надежды».