Игра в «балду»

04.06.2014

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

Граждане, изолируйте детей, мы снова будем говорить о прекрасном. Хотите ли вы в кои-то веки собраться в театр, притулить бренное тело согласно купленному билету и услышать со сцены следующий текст:

Бомж. Это наше место, валите нах отсюда!
Продавщица. Так, а ну иди нахер гнидадер, иначе я тя ща падла урою тут сама.
Бомж. Рот закрой сука...

И так далее, и тому подобное. (Пунктуация авторская. Видимо, для подонков общества запятые — непозволительная роскошь.)

Хотите? Нет? И не услышите. На заседании нового экспертного совета по драматургии (сформированного Минкультом после скандала с советом предыдущим) от выше цитируемого произведения удалось отбиться. Не сразу, правда. С криками и посулами публичных разоблачений. Однако по итогам полмиллиона бюджетных рублей сохранены в государственном кармане — для дальнейших культурных растрат.

Каждый член нового совета одолел 38 присланных на конкурс пьес. Одобрение получили 16. Из них с десяток — вне зависимости от жанра и художественного уровня — не вызывают возражений у психически здоровых людей. На пути прочего можно было ложиться, как Ельцин в своих фантазиях ложился на рельсы, — толку ноль. Общее голосование плюс умелое лоббирование дезавуировали отдельно взятый частный протест.

Итак, любители искусства, будьте бдительны. Театр — по-прежнему сфера повышенной опасности. Например, государство выделило 400 000 рублей, чтобы на ваших глазах медработники избивали пациентов:

Сестра. Что ж ты творишь, зараза такая (бьет его по плечу, по голове ладонью, он съеживается). Я тут не буду, б..., с тобой с одним нянчиться (опять ударяет. Он весь вжимается). Давай теперь правую, ну, быстро. Руку давай (он протягивает руку)...

А вот гораздо более милая, обворожительная, исполненная своеобразной глубины цитата:

«Попроси его, чтобы он поскорей засунул свой внутренний буддийский член дхармы в твою внутреннюю буддийскую попку и разогнал этим своим внутренним членом тьму твоего неведения, в твоей внутренней заднице, избавляя тебя от твоего внутреннего эгоизма и внутреннего дерьма и фальши, которыми ты насквозь пропитался купаясь в этой своей кокаиново-буддийской пустоте». Ну красота ведь! И опять 400 000.

Также среди драматургических произведений, получивших зеленый свет, — средней руки пьесочка с действием, разворачивающимся в вымышленной — но очевидно прибалтийской — стране. Ленивая любовно-мистическая история без какой бы то ни было необходимости перебивается репликами: «Эти тарелки куплены еще во времена, когда Лю-Блё было под русской оккупацией», «Мы русский учили под дулом Калашникова»...

Что тут скажешь? Смело. И, в общем-то, недорого — 300 000 русских рублей. «Золотая маска», где премию критики надысь отдали режиссеру Богомолову, дороже обходится.

Попытки оправданий, что, мол, критикой управлять нельзя, порождены недобросовестным лукавством либо просто некомпетентностью. Театроведы — люди здравомыслящие, чтобы не сказать — прагматичные. Сотрудничество с «Маской» считается в этой среде выгодным со всех точек зрения, им дорожат и поперек батьки лезть не станут. Другое дело, не нашлось батьки, который в ответ на шкодную идею наградить Богомолова сказал бы мягко: «Ребятки, не шалите. У нас национальная премия. То есть, присуждая ее, следует по возможности исходить из общенациональных приоритетов — как бы вы к ним ни относились. Человек, уродующий русскую классику и оскорбляющий православную церковь, имеет право получить частную, камерную, тусовочную награду. Но национальную премию — побойтесь Бога».

Ничего подобного явно не прозвучало, и «Маска» — в силу госсубсидий золотая — поощрила Богомолова дуть до горы.

Поймите, я не только о деньгах сейчас. За государство обидно. Дурковато оно выглядит, подставляя то вторую щеку для оплеухи, то иные части тела — для пинков. Все это напоминает детскую забаву с крайне уместным названием «балда». Огрели (тяпнули, жахнули, саданули) сзади — ой, а кто же это?! А это — наши постоянные игроки. В частности, кинорежиссер Андрей Звягинцев. Автор картины «Левиафан», краткий месседж которой критики формулируют так: «Честный человек бессилен и бесправен в борьбе с сегодняшней коррумпированной властью, которую вдобавок крышует церковь». Или вот еще: «Левиафан — это российская власть. Вся ее треклятая вертикаль, осиновым колом пронзающая любого, кто посмеет стать на пути или хотя бы испортить ей настроение... Такого откровенного и яростного обвинения церкви во всех беззакониях, творящихся в нашей стране, до сих пор не позволял себе никто. Точнее, почти никто, кроме нескольких девушек в балаклавах, получивших за это двушечку. Их акция цитируется в «Левиафане» дважды...»

Как там в проекте «Основ государственной культурной политики» сказано? «Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов...» Ага. Ну-ну. Не, коллеги, с такой деликатностью (или таким пофигизмом?) мы слона в хорошие руки не отдадим. Подохнет слоник.

«Когда мы заканчивали сценарий, это (суд над «Pussy Riot». — «Культура») было главное событие, — ностальгически припоминает Звягинцев. — Я попросил актрису, которая играет судью, чтобы она посмотрела, как зачитывают приговор «Pussy Riot»... Этот темп бешеный, а потом вопрос: «Вам все понятно?» Как там можно хоть что-то понять?! Это же мантра какая-то, которая тебя законопачивает, заколачивает крышку гроба. Двушечка, трешечка — сколько надо, столько и отмерит».

Сколько надо, столько и отмерит — это явно про щедрость государства российского. Про его готовность лезть в задний карман за бумажником, не требуя в ответ хотя бы соблюдения приличий. Ладно «спасибо» — о таких нежностях речи нет, но хоть в лицо не плюйте.

«Почему лауреата Канн на родине ждет цензура?» — драматически вопрошает Марианна Максимовская (закон о запрете ненормативной лексики сулит «Левиафану» проблемы с прокатом).

Ну, наверное, потому что у лауреата Канна (все-таки Канна) эта самая Родина наличествует. И есть у нее определенные законы — что в принципе свойственно родинам. Не хочешь иметь с этими законами ничего общего — отучись говорить Родине «дай».

«Коллективный Путин — это наша проекция, некий вымысел. Мы созданы из этого материала... Но надо стоять, держаться, даже когда положение кажется отчаянным... Хотя, что я призываю, кого, к чему… Устоять бы самому», — продолжают цитировать Звягинцева «Ведомости».

Высказался лауреат Канна — и поехал. Куда именно? А куда ездят в нынешней России борцы с режимом? В места не столь отдаленные. Точнее, в Сочи — возглавлять жюри «Кинотавра». Ибо «треклятое, беззаконное, коррумпированное» государство своевременно поддержало сочинский кинофорум рублем. Но кто считает? Мы же не о деньгах — мы о прекрасном.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (8)

  • alt

    Владимир 05.06.2014 14:49:53

    В Каннах Звягинцев в интервью немного объяснил, о чем его "Левиафан". Оказывается - об Иове, грозящем кулаком Небу.
    В Книге Иов живет в богооставленности и его жизнь становится адом здесь и сейчас.
    Вероятнее всего товарищи от культуры тоже существуют там. И что они ни делают - получается булыжный Иуда, показывающий фигу Небу, в годы кровавой смуты поставленный по идее и приказу товарища Троцкого в монастыре Свияжска.
  • alt

    Аветис 08.06.2014 11:48:42

    Вот она, эта идеологическая парадигма: "Откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно". Началось все с диалога Верховенского и Ставрогина. Беготня какая вокруг... за лицензией на бесчестие. На всех уровнях, во всех сферах. Во всей книге Иова оставляется самое главное место: "Не согрешил Иов словами". В нашем обществе деятели БЕСкультурья пошли дальше Верховенского: право, которое для персонажей Достоевского было понятием субъективным, относящимся к личной свободе, стало объективным и стремительно не только возведено в мировоззренческое кредо. Его стремятся внести в законодательство, для его демонстрации выделяют огромные средства. Вспоминается Крестовский: "Что такое есть рожа? - в сущности пустяк-с. Дорога честь, а не рожа! В законе установлен штраф, за что? за бесчестье-с. Стало быть, коли рожу бьют, то закон определяет плату за честь, а не за рожу, ибо рожа сама по себе - тьфу! А по чести-то и деньги у тебя в кармане!" Любой грант - по объективному праву, а что и как покажут - какую рожу или иную часть тела - это все интерпретация. Каждый имеет... право, а значит деньги в кармане. В том числе и на бесчестье. Что ни день - то сюжет рассказа Е. Носова "Кукла". Теперь и на сцене. "Чем хуже - тем лучше". Еще раз спасибо Елене Ямпольской - и за номер в целом. Симфония получилась - множество публикаций, сплетенных одной идеей борьбы против смуты, в которой и фига небу, и мыши в кивоте, и это - масса самозванцев. и легион присягнувшим им. Только слов этих мало. Ожидаемые же действия напоминают в лучшем случае шаги Юлии Михайловны фон Лембке. Уж лучше какой-то фон, но не свой же Брудастый, да? Господа, у нас есть День защитника Отечества - страны предков. Кому нужно разъяснять эмоциональный подтекст этого слова - Отечество, подразумевающего, что внушительная часть населения этой страны испытывает к ней особое, сакральное чувство? Мы имеем дело с диверсией против этой страны. Надо защищаться - что же? И не просто отбиваться, а начать соображать, что суверен лишь в том случае может быть уверен в будущем, если он обеспечил себе не просто нишу в процессе глобализации, а такое место в этом мире, когда иные государства предпочли бы лишиться части своей скорее, чем огрызнуться даже в адрес того, кого приняли за воплощение духовной ценности.
  • alt

    Игорь 12.06.2014 08:15:48

    Что ж, Елена Александровна, неплохие доносцы можете писать!
    А в театре лучше бульварные комедии показывать, пусть ржут и не думают. Вот красота-то! Не стоит поднимать острых тем, пусть в театр ходят новое шмотье "выгуливать" и "духовно развиваться" (ну и забывать про спектакль сразу после выхода из зала). Все правильно делаете! Молодец!
  • alt

    Владимир 10.04.2015 20:56:16

    Удивительно как способен мерзавец думать о себе лишнего.
    Не вникая и не вдаваясь - сразу с порога вместо с "здравствуйте" - доносцы пишете...
    Ах он какой любитель острых тем... за Родину радеет...
    Нет среди вас творцов, сами "культурные импотенты" неспособны вы из избитого, навязшего в зубах сюжета извлечь подлинный смысл и сделать так чтобы он зазвучал. Наоборот - украсть смысл - можете. И не более...
  • alt

    Андрей Пархоменко 26.03.2016 09:53:06

    Не по-мужски поступаете, Игорь! За эдакие слова и по сусалам не грех получить....
  • alt

    Поляков К. 16.06.2014 16:52:56

    Госпожа Ямпольская , с точки зрения науки, написала - ни о чём, а вот с точки зрения обывателя - эмоционально понятно: "конец" не подкрался, а уже наступил, правда, для некоторых - незаметно. Разбор "полётов" по критериям науки - это правильное определение причин проблематики и варианты устранения этих причин. Умные люди "мужественно" не борются с проблемой и, тем более, с её последствиями, так как они устраняют причины проблематики. Но кабмин России - это сборище дегенератов или дебилов (кому как больше нравится - результат одинаковый). Вот поэтому - статья ни о чём: нет обоснования появления причин проблемы и нет вариантов её устранения. Сразу можно сказать, что из-за того, что в России "всё так запущено, что только - резать, а не лечить молитвами". А не поздно ли? Я бы вопрос сегодня постваил иначе: а есть ли желающие "очищать конюшни"? Пока "ассенизаторы" в России не проявились. Но, с чем можно согласиться с г-жой Ямполькой, молчать уже нельзя. Приведу только один пример: ребёнок в школе изучает язык Пушкина, дома говорят на "бытовом" языке, чиновники говорят на своём языке, чтобы их нормальные люди не понимали, учёные гсоворят чуть ли не на китайском (на своей "фене"), а молодёжь в сети - вообще непонятно на каком - если есть желание увидеть российскую деградацию и разложение человека, то идите в сеть. Так на каком языке можно говорить в России? Сегодня комментаторы по ТВ уже по-русски говорить правильно не умеют: вместо термина "зрелищность" используют термин "смотрительность". Наверно выговорить термин "зрелищность" уже не в состоянии.
  • alt

    Станислав 23.06.2014 10:37:17

    Спасибо за открытый разговор. Предлагаю через годок ещё раз обновить "составы". Стыдно за "творческую" публику, "творчески" добывающие бабки.
  • alt

    Катерина 14.11.2014 12:11:30

    Когда уже кончатся эти богомоловы, звягинцевы, их "наградители",ненавидящие Россию.Как же достали эти порочные нравоучители,их подлость и грязь .фуууу
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть