«Калина красная»

21.03.2014

Алексей КОЛЕНСКИЙ

Сорок лет назад на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина — «Калина красная».

«Так у меня вышло к сорока годам, что я — ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже — не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато... Но и в этом моем положении есть свои «плюсы»... От сравнений всяческих «оттуда-сюда» и «отсюда-туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и о «городе» — о России», — писал Василий Макарович в 1966-м. Писатель выступал в бийской колонии для несовершеннолетних — по словам матери Шукшина, эта встреча перевернула ему душу и вдохновила на создание повести. В 73-м году «Мосфильм» утвердил сценарий «Калины красной».

Оператор Анатолий Заболоцкий вспоминал, что на картину выделили всего 3600 метров пленки «Кодак», приходилось снимать почти без дублей. В сцене прощания с Любой в кадр попали рельсы операторской тележки. Заметили, предложили переснять, Василий Макарович махнул рукой: «Больше так не сыграть, пусть остается...» «Для «Мосфильма» мы были людьми пришлыми. Дали плохонькую аппаратуру и нерадивых сотрудников, которые в открытую над нами издевались. Мне в ассистенты достался человек, со дня на день ожидавший разрешения на эмиграцию. Разговаривал свысока, как барин. Снимали сцену с березами, а он громко, чтобы все слышали, говорит: «Феллини снимает «Рим» и «Амаркорд», а Шукшин березы гладит». Я его одернул: «Тише!» Но Макарыч, играя желваками, громко сказал: «Пусть говорит. Мне это помогает!» — и дал команду на следующий дубль». 

Зато актерская команда не подвела. У Шукшина в любой вещи что ни герой — то характер, и в «Калине красной» нет проходных лиц и эпизодов. Лидия Федосеева-Шукшина, сыгравшая Любу, подарила картине проникновенную интонацию. Иван Рыжов и Алексей Ванин засияли в амплуа деревенских мудрецов, «задним умом крепких». Пронырливый официант Михалыч (Лев Дуров) и зловещие урки (Георгий Бурков, Артур Макаров, Олег Корчиков, Татьяна Гаврилова) словно проросли из воровского притона. В роли матери Егора планировала сниматься Вера Марецкая, но передумала. Вместо нее роль прожила обыкновенная русская крестьянка Офимия Быстрова, поделившаяся со зрителями историей своей жизни... Шукшин подарил Егору автобиографические воспоминания про корову Райку, которую выпустили пастись по весне, а она вернулась на двор с распоротым вилами брюхом... А едкие реплики «Не могли бы мы организовать небольшой забег в ширину? Такое, знаете, бардельеро», «Народ к разврату готов» и «Чудак ты, Коля. На букву мэ» пошли в народ и стали крылатыми.

Егор Прокудин, по кличке Горе, освобождается из колонии, ловит попутку (на лобовом стекле болтается чертик) и откровенничает с малоприятным водителем: «Если бы у меня было три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, другую — отдал бы тебе, а третью — прожил бы сам, как хочу. Ведь она у меня всего-то одна, вот я и рад». Заключив сделку с чертом, Горе выторговал волюшку «пожить для себя», но воровскую малину, к которой прибивается Егор, накрывает милиция. 

Прокудин прибывает в деревню Ясное и знакомится с Любой Байкаловой, которой слал из заключения нежные письма. «Любовь по переписке» оказывается девушкой не простой — успела пообщаться с начальником колонии, выяснила «с какого парень года, с какого парохода». Люба знакомит Егора с пожилыми родителями. Попарившись и переночевав, Горе уезжает в город, заказывает в ресторане «аккуратное бардельеро». Но оргия не задается. Герой возвращается в Ясное — садится на трактор, пашет землю... Но засеять поле ему не суждено — из города на «Волге» приезжают дружки-уголовники и устраивают расправу над предавшим воровской закон «мужиком». 

На первый взгляд, «Калина красная» состоит из штампов жестокого романса: горькая доля, таинственные недоброжелатели, роковая любовь, белые березы, «гуляй, душа-тельняшка» и «мать-старушка слезы горькие льет». Но это — лишь декорации прокудинской эпопеи. Шукшин напряженно работает над образом — высушивает, вышелушивает «лишнего человека». Вынуждает Егора плутать, подобно Одиссею, мучительно выбирать «быть или не быть». В кульминационной сцене слез у Прокудина почти не остается, и авантюрно-комедийная мелодрама оборачивается экзистенциальной драмой. Фигура непутевого зэка вырастает в персонаж фольклорной широты и библейской силы: Горе — Иов и блудный сын. 

Снимали в Белозерске — спешили, стараясь сдать картину летом, пока студийное руководство не вернулось из отпусков. И все же «Калину» пытались зарубить, требовали переснять, но она попала на дачу генсека — Брежнев посмотрел и заплакал. В 74-м «Калина красная» стала лидером советского проката, собрав более чем стомиллионную аудиторию. В том же году Василий Макарович Шукшин скончался, едва закончив сниматься в «Они сражались за Родину» и не успев реализовать свой главный замысел — экранизацию романа «Я пришел дать вам волю».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Димитрий 25.03.2014 23:32:10

    Великий Русский Фильм.Был жесточайше порезан цензурой.Но даже то,что осталось от фильма - бьет такой силой выстраданной Шукшинской правды,что не устаревает до сих пор.Сцена с Матерью Егора - Вершина послевоенного Советского Кинематографа.Я бы даже сказал - тест - на русское сердце.Учительница литературы в нашей школе,была родом из Белозерска рассказывала,как ее будущий муж снимался в эпизоде "Калины Красной" - взламывал ночью винный магазин,к сожалению эпизод был вырезан,как и многое в картине и остался лишь в воспоминаниях его участников.Жаль.что поддавшись уговорам "доброжелателей" Василий Макарович снял в фильме в роли Люсьен - Татьяну Гаврилову,у которой был сложный жизненный период,а не Людмилу Гурченко,как планировал изначально.Отдельно надо сказать и Офимии Быстровой - "добрые" люди разграбили и раскурочили после Ее смерти Ее избу - искали "богатства" которые якобы оставил Ей Василий Макарович после съемок..Многое можно конечно написать о такой Картине -,как вкалывали сверхурочно зеки на зонах лишь бы добиться от начальства просмотра фильма , да места тут уж никакого не хватит.К сожалению,после трагической гибели Шукшина - в не нашлось ни одного режиссера способного поднять Его материал,снять хоть что-то мало мальски похожее на "Калину Красную".
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть