Не всякий зверь любит свое дитя

Максим СОКОЛОВ, публицист

30.07.2019

Статистика задержаний участников дела 27 июля показала, что Тарас Бульба был неправ, когда в своей речи перед казаками о товариществе фразой «Любит и зверь свое дитя» противопоставлял инстинктивно-природное, присущее и братьям нашим меньшим, и цивилизационно-культурное — ​«но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».

Неправ, ибо выяснилось, что в отличие от зверя не всякий человек любит свое дитя (о чужих мы и вовсе умалчиваем). Из доклада столичного уполномоченного по правам человека Т. А. Потяевой следует, что в ходе субботнего митинга было задержано 47 несовершеннолетних, но все они отпущены и переданы на поруки родителям.

Поскольку для задержания требуется (в большинстве случаев) достаточно буйное поведение, можно заключить, что родители или заменяющие их лица вполне спокойно отпустили подростков на дело, обещавшее быть горячим. Об этом согласно предупреждали как представители власти (обращение С. С. Собянина «Попытки ультиматумов, организации беспорядков ни к чему хорошему не приведут. Порядок в городе будет обеспечен в соответствии с действующим законом»), так и организаторы акции, изъяснившиеся в духе «Смело мы в бой пойдем за Соболь святую и, как один, прольем кровь молодую».

Любой взрослый человек был в состоянии понять, что сильная сумятица более, чем вероятна. Сам для себя он волен был делать любой выбор, но ограждение детей от мордобоя любой зверь, по терминологии Бульбы, счел бы своей обязанностью. О чем, кроме Гоголя, свидетельствует и естественная история.

Всякий знает, что не приведи Господи, встретить в лесу медведицу с медвежатами или кабаниху с поросятами. Щенная сука также готова защищать свое потомство до последнего. Это что касается индивидуального поведения зверей. Но у животных есть еще и социальное, коллективное поведение, предписывающее при опасности прятать детенышей внутри стада. Известный приказ Бонапарта перед битвой с мамлюками — ​«Ослов и ученых в середину» — ​явно был на той же линии.

Но это — ​у бессловесных животных, тогда как, освободители, богато наделенные словесным даром и прочими щедротами культуры, таких инстинктов лишены. Если дети желают быть в буче, боевой, кипучей — ​почему бы и нет.

Могут, конечно, привести пример генерала-от-кавалерии Н. Н. Раевского, который, согласно легенде, 23 июля 1812 г. в деле под Салтановкой вместе с сыновьями, 17-летним Александром и 10-летним Николаем, повел полк в атаку со словами: «Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за Царя и отечество!». Правда, сам Раевский утверждал, что сыновья в атаку с ним не ходили. И в любом случае генерал был впереди. Тогда как 27 июля 2019-го подростков задержали, но об участии в горячем деле их родителей ничего не известно. Это как если бы младшие Раевские пошли в атаку, а папа-генерал оказался неведомо где. Дьявольская разница, между прочим.

Есть и другая странность в деле 27 июля. Когда отгремели взрывпакеты и дубинки, социальные сети переполнились призывами о помощи. Была масса сообщений о том, что имярек задержан, и это ужасно, потому что он нуждается в регулярном приеме медикаментов.

Я вполне понимаю, что это действительно неприятно. Сам страдаю хроническими заболеваниями, требующими постоянного приема лекарств. Но, в частности, еще и поэтому я не хожу на горячие дела. Ибо если меня отправят в каталажку, то странно было бы мне требовать от злейших сатрапов режима срочной медикаментозной помощи. Сатрапы могут резонно спросить: «Если ты такой хворый, то кой черт тебя понес не подмазавши колес? Сидел бы дома». И я не знал бы, что ответить.

Но тут — ​хоть с героическими подростками, хоть с протестантами-хрониками, хоть с инвалидами-колясочниками, смело дефилирующими перед строем «космонавтов» (что уже есть в чистом виде Гашек — ​«Патриотизм калеки» и «На Белград! На Белград!») — ​возникает вопрос.

Освободительная общественность полностью расчеловечила агентов власти. Они именуются «фашистами» (причем явно не итальянскими) и даже «упырями» — ​последнее прозвание особо любимо интеллигентными людьми. Но если фашист, будучи все-таки человеком, хотя бы теоретически способен на проявление милосердия, то упырь, а равно вурдалак такой способности лишен в принципе. Это креатура, способная лишь умерщвлять живых людей, высасывая из них кровь.

Сделаем то сильное допущение, что светлоликие люди правы и им противостоят сущие упыри. Но тогда откуда взывания насчет подростков, больных, нуждающихся в медикаментах etc.? «Свирепое умертвие» (Дж. Р. Толкин) на то и умертвие, что оно полностью безжалостно и вступивший с ним в бой не может рассчитывать ни на какое великодушие.

Тогда как у светлоликих чуть что — ​сразу претензии, чтобы упыри их купали, кормили отборным зерном, водой ключевою поили. То есть агент власти, которому они сами только что отказали в каком бы то ни было человекообразии, должен в отношении борцов с упырями проявлять себе самым человечным человеком. Логику тут найти трудно.

Понятно, что «упырь» — ​это всего лишь забранка, которую они пригинают без особого смысла. Но пожелания «со словом надо обращаться честно» никто ведь не отменял.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции