Родная кровь

06.02.2014

50 лет назад, 8 февраля 1964 года, состоялась премьера фильма Михаила Ершова «Родная кровь». История любви многодетной паромщицы Сони (Вия Артмане) и танкиста Владимира Федотова (Евгений Матвеев) только за первый год проката собрала у экранов почти 35 миллионов зрителей. 

Фильм «Родная кровь» создавали люди, испытавшие на себе  все тяготы войны. Режиссер Михаил Ершов и исполнитель главной роли Евгений Матвеев служили на фронте, сценарист Федор Кнорре воевал еще в Гражданскую. Но картина получилась не по-военному нежной. На сегодняшний день это большая редкость. 

Нет в нашем кино человека, который бы мог повторить слова Евгения Матвеева: «Мы стесняемся говорить о любви. А что может быть прекраснее чистоты отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми? Мы в полный голос твердим с экрана об инициативе, творчестве, энтузиазме. И — шепотом о любви. Но без любви все тускнеет. Поэтизировать любовь, женщину, красоту человеческих отношений — это вечная, благородная цель искусства... Человека надо сделать счастливым». 

Удивительная история беженки из Прибалтики и русского танкиста, приехавшего из госпиталя на побывку. Она живет на перевозе с тремя малыми детьми, муж уехал куда-то «устроиться получше», да и забыл о семье. Соня, так зовут героиню, прижилась среди соседей. «Здесь хорошие люди, только они все сейчас бедно живут», — говорит она с благодарностью. Федотов, как все солдаты на побывке, сначала просто хочет провести время с приглянувшейся женщиной. 

Чувство двух зрелых людей зарождается постепенно, и решающую роль здесь играют дети Сони. Она приглядывается, как новый знакомый поровну раскладывает еду ее ребятне, проснувшейся от запаха хлеба. Владимир, стесняясь своих чувств, прячется за насущными делами. Соглашается, к примеру, показать в клубе кино или отправляется чинить трактор и берет с собой старшего сына Сони, Эрика. 

В их первую ночь Соня говорит: «Знаешь, мне кажется, у нас была длинная хорошая жизнь, и никого я не знала до тебя, была только долгая разлука, а теперь мы вместе». И потому, приближаясь день за днем к Победе, проходя поля сражений и города, Владимир постоянно слышит прощальные слова Сони: «Если тебя искалечат, ужасно как-нибудь, и тогда возвращайся ко мне... Возвращайся!»  

Война закончилась, Федотов вернулся. Но встретился танкисту старик с рассказом о солдатне, что повадилась к Соне на переправу. И наступает момент, когда надо поверить сплетням и уехать или простить и остаться. Есть такие люди: если полюбят, то навсегда. Федотов простил бы, даже окажись наговор правдой. Соня простодушно спрашивает: «Так как же, верить тебе или нет?» Он отвечает: «Верить». Герой Матвеева не просто полюбил женщину, он взял на себя ответственность за нее, за детей. Как раньше защищал страну, а не отсиживался по тылам. 

Этот фильм можно было назвать простой историей. Пришел солдат с фронта, его ждет любимая с тремя детьми, и все теперь будет хорошо. Дети пошли в школу, с получки покупались новые туфли, старший сын встретил первую любовь. Семейные традиции появились — встречать на круче отца из рейса... Но пришла беда, на операционном столе умирает Соня. 

Осталось трое детей, для него «совершенно чужих», как замечает внезапно объявившийся родной отец ребят (блистательно сыгранный Анатолием Папановым). И вот, этот драматичный выбор делают уже повзрослевшие дети. «Вы уж извините, ведь правда, отца себе человек не выбирает. Кровь — это я не чувствую, не понимаю, а Федотов был нам отцом! И выбирать себе другого, получше или повыгодней... Мне как-то даже противно говорить эти слова...» 

Любовь к героям зрители перенесли и на самих артистов.  Неслучайно Вия Артмане после фильма сразу стала всесоюзной звездой. Ее Соня могла быть любой национальности, жить в любую эпоху — во все времена женщины ждут любимых с войны. Но ее мягкий акцент, ее нездешность придавали героине особый шарм. Зрительская любовь помогла Матвееву уже в новые времена — одну часть трилогии «Любить по-русски» артист снял на народные деньги. Сложно представить, кого из нынешних режиссеров публика готова поддержать собственным кошельком.

Подводя творческие итоги, Вия Артмане признавалась: «Главным моим достижением в кино является фильм «Родная кровь»... Именно на берегу Волги, где шли съемки фильма, я впервые занялась серьезным изучением русского языка, мне стала доступна сокровищница русской литературы, бесспорно, самой мощной в мире...» Когда сын актрисы Каспар принял православие, вслед за ним 10 марта 1999 года крестилась и сама Артмане. Нарекли ее именем святой Елизаветы. На могиле написано: «Еlizawete Vija Artmane».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть