Иван Бровкин на целине

24.01.2014

Вита РАММ

В «Культуре» стартует рубрика, посвященная юбилеям отечественных фильмов, которые дороги не одному поколению зрителей. Сегодня мы вспоминаем картину Ивана Лукинского «Иван Бровкин на целине» — она вышла на экраны 55 лет назад, 23 января 1959 года.

Молодым надо объяснить, что такое целина. Нераспаханные степи, покрытые естественной растительностью, чаще всего сравнивают с прериями. Однако на Диком Западе освоением земель занимались более полувека. У нас же послевоенная нужда и нехватка продовольствия заставили страну поднять целину всего за несколько лет. Не остались в стороне и кинематографисты студии имени Горького.

После выхода в 1955 году фильма «Солдат Иван Бровкин» вся страна распевала хит композитора Анатолия Лепина и поэта Алексея Фатьянова «Если б гармошка умела все говорить, не тая, русая девушка в кофточке белой, где ты, ромашка моя?» Актеры получали мешки писем, а исполнитель главной роли Леонид Харитонов купался в популярности (после концерта во Владимире поклонники подняли на руки легковой автомобиль с любимым артистом и пронесли по улице до самой гостиницы). Но главное — зрители требовали продолжения. 

Сама жизнь подсказала авторам сюжетный ход — в стране возобновилось начатое еще Петром Столыпиным освоение целинных и залежных земель. Так что, завершив службу, солдат Ваня Бровкин — по зову сердца и призыву партии и комсомола — отправляется на целину. Но сначала в Адамовский район Оренбургской области, в совхоз «Комсомольский» поехал на разведку сценарист Георгий Мдивани и описал все, что увидел. Целинники жили не в палатках, а в собственных домах, питались не где придется, а в уютной столовой. Однако автор не зря опасался, что фильм примут за искусную декорацию. Коллеги обвинили создателей картины в незнании действительности. Григорий Чухрай в мемуарах писал, что Иван Пырьев, вырвав у Мдивани одно из народных благодарственных писем, «засунул себе в рот, разжевал и выплюнул, а затем сказал: «Ты что, хочешь нам рот заткнуть этими письмами? Думаешь, никто не знает, кто и где эти письма пишет?» Большой режиссер и, кстати, автор фильма-мечты «Кубанские казаки» не знал или не хотел верить, что целинники обеспечивались солидными пособиями, подъемными на постройку дома в размере 10 000 рублей на 10 лет (из них 35% суммы государство брало на себя) и освобождались от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет.

Сегодня удивляет другое. Оппоненты, обвиняя Лукинского в лакировке действительности, не услышали по-настоящему крамольных для того времени реплик. Допустим, маму Бровкина (Татьяна Пельтцер), причитающую: «На кого ж ты меня покидаешь, чем же я перед тобой провинилась?! Не для того тебя растила, чтобы ты меня на старости лет покинул!», — можно понять. Да и девушку главного героя Любашу (Дая Смирнова), которая не поехала с ним, обидевшись, что Бровкин даже не посоветовался, выбирая их общую судьбу, — тоже.  Но ведь и председатель колхоза (Сергей Блинников), словно не читая постановлений Политбюро и правительства, заявил: «Солдатик наш! Он плевал на нас и айда на целину!» А первые слова, которыми встретили вновь прибывших: «Романтики! Энтузиасты! Ну, ничего, скоро вы отсюда драпать будете!» И едва ли не самый обаятельный персонаж картины — Захар Силыч, бывший механик торгового флота в исполнении Михаила Пуговкина — обаятельный плут, а вовсе не передовик производства.

Кстати, один из мальчишек, промелькнувший в сцене свадьбы Захара и Полины, через много лет, после сельхозинститута, вернулся на работу в родной совхоз. В трудные времена перестройки и многочисленных реформ Петр Тейхриб руководил акционерным обществом «Комсомольское», был главой администрации Адамовского района. Теперь это советник губернатора Оренбургской области. 

Зато в комедии тонко выписана линия дружбы народов. Армейский друг Бровкина — маленький казах Мухтар Абаев (Танат Жайлибеков) трогательно влюблен в статную докторшу Ирину Николаевну (Софья Зайкова). В бригаде Ивана трудится искусный портной — латыш Юрис Лейманис (Юрис Леяскалнс).

Говорить о том, что Мдивани сочинил, а Лукинский снял прямолинейную агитку, никак нельзя. Жаль, что коллеги тогда не заметили и не оценили центральные эпизоды картины, которые укладываются всего в две песни и, изъясняясь сегодняшним языком, сделаны в клиповой манере. «Ничего, что виски побелели, но глаза тем же светом горят», — поет под гитару директор целинного совхоза (Константин Синицын), пока на экране стараниями операторов Валерия Гинзбурга и Льва Рагозина сменяются времена года, показывая, каких трудов на самом деле стоило поднятие целины. А энергично снятая и смонтированная нарезка под песню «На трудных дорогах всегда впереди семья комсомольская наша» уплотнила целый рабочий день до неполных двух минут экранного времени.

Только в 1959 году «Ивана Бровкина на целине» посмотрели свыше 40 миллионов зрителей. Сколько их теперь — никто не знает, дилогию о Бровкине то и дело воскрешают к жизни разные телеканалы. 

А лучший, на наш взгляд, отклик на картину Лукинского нашелся на просторах Рунета: «Отсняли этот фильм, и все поехали на целину! Великая сила искусства! Показывают «Дом» — и все думают, что счастье в ничегонеделании и бесконечных разборках».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть