Богатыри выполнили интернациональный долг

28.12.2012

Андрей ЩИГОЛЕВ

В прокат вышли «Три богатыря на дальних берегах», долгожданное продолжение «саги» от студии «Мельница».

Старые заговорщики — купец Колыван и Баба-Яга — задумали совершить государственный переворот. Купец метит в князья, а Яге страсть как хочется покрасоваться в парике да кринолине. Переодевшись иностранцем, Колыван отправляется на рынок, где его примечает падкий на все заграничное конь Юлий и тащит в палаты, пред светлые очи князя. Под восторженные комментарии коня Колыван лепит байки про Европу. Правитель от тамошних достижений приходит в восторг и немедля решает ввести на Руси европейские порядки. Баба-Яга отправляет богатырей в заслуженный отпуск — на юг, за тридевять земель. А пока трио наслаждается морем, солнцем и пляжами, в Киеве совершается переворот. Яга дает во дворце балы для нечисти. Народ, как заведено, безмолвствует.

На дальних берегах тоже неспокойно. Отдохнув, богатыри снова берутся вершить справедливость и спасают туземцев от огромной гориллы. В отсутствие мужей порядок в Киеве восстанавливают богатырские жены.

По части сюжетных перипетий, новые «Богатыри» получились, пожалуй, самыми изобретательными. Поиграв в предыдущих сериях сначала с былинами, а затем и с пушкинскими сказками, постоянный сценарист «богатырской пенталогии» Александр Боярский в новой серии дал волю фантазии. Нашлось место и политическим аллюзиям, и пародиям на голливудские блокбастеры (от «Пиратов Карибского моря» до «Кинг-Конга»), и поклонам в сторону советской классики. Задорный винегрет выглядит логичным завершением многолетней франшизы.

Фанатская база сериала не имеет аналогов в российском кино: «богатырскую» сагу с равным удовольствием смотрят и дети, и взрослые. Это единственный отечественный проект, который способен потягаться с американской анимацией при абсолютно несопоставимых бюджетах и сроках производства.

Секрет огромной популярности сказок студии «Мельница» в том, что они вернули российским зрителям национальных героев. А русская сказка оказалась той питательной средой, родной культурной матрицей, в которой уютно уживаются самые разные национальные мифы. Сергей Сельянов копал в этом направлении долго и целенаправленно — можно вспомнить целую галерею национальных героев, которые родились в недрах СТВ. От балабановского «Брата», в котором угадывается Иванушка-дурачок, до экранизаций «Сказа про Федота Стрельца».

Успех «пенталогии» делает ее неуязвимой для любой критики. Богатырей можно упрекать в аляповатости (на фоне высокотехнологичной голливудской продукции наши мультфильмы выглядят почти рукотворным производством), в отсутствии местами сюжетной логики... Все это никак не умаляет «богатырского» достоинства. «Богатырей» любят не за то, что они походят на американский оригинал, а за то, чем они от него отличаются.

Далеко не все современные дети читают былины, и с большой долей вероятности можно утверждать, что новое поколение узнает о русских богатырях именно из мультфильмов «Мельницы». Один только этот факт делает «богатырскую сагу» явлением гораздо более значительным, чем просто успешный сериал.

«Три богатыря на дальних берегах»

Режиссер Константин Феоктистов

Россия, 2012

В прокате с 27 декабря

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть