Ефим Шифрин: «Мне тесно на эстраде»

Денис СУТЫКА

21.03.2019

25 марта артист театра и кино, сатирик, певец, писатель Ефим Шифрин отмечает день рождения и 40-летие сценической деятельности. Торжество пройдет в Московском театре мюзикла. Накануне актер рассказал «Культуре» о сольной программе «ШифрИнов день», «перепроизводстве» эстрады и причине, по которой он принимает печальный вид.

культура: Что Вы подготовили для зрителя?
Шифрин: Поскольку мои эстрадные выступления не предполагают чтения стихов, а служба в театре исключает арии из мюзиклов, вот мы и решили совместить в одном вечере. Моя творческая жизнь сложилась таким образом, что я попробовал практически все, что требует моя работа. В Театре мюзикла я танцую и пою, кроме этого, снимаюсь в кино, на эстраде рассказываю смешные монологи, в последнее время увлекся стендапом, а вечером еще, как говорится, «вышиваю крестиком». На концерте «ШифрИнов день» буду эдаким мальчиком на именинах. По мере сил я познакомлю зрителя со всем, что люблю и умею. Прозвучат арии из мюзиклов, эстрадные монологи, стихи Заболоцкого, Бродского, Набокова.

культура: Складывается ощущение, что в плане профессии Вы счастливый человек: всегда делаете то, что хочется...
Шифрин: Не могу себя назвать несчастным, иначе это будет кокетством. А что мне, собственно, жаловаться на судьбу?! Я принимаю печальный вид только тогда, когда долго нет новой работы. Начинаю капризничать и становлюсь неудобным для окружающих. Вспоминать былые заслуги мне неинтересно: было и прошло. Я продолжаю играть те названия, которые уже составляют репертуар того или иного театра, но вечно стремлюсь поживиться чем-нибудь новеньким. Сегодня я должен быть уверен в том, что завтра меня ждет новая работа. Неважно где: в кино или театре. Я как тот пострел — пытаюсь везде поспеть, где сумею.

культура: Художественный руководитель Театра мюзикла Михаил Швыдкой уже научился по печальному выражению лица артиста Шифрина определять, когда он заскучал по работе?
Шифрин: Да, он чутко улавливает мое состояние, и, скажу по секрету, новой ролью уже запахло. В будущем году театр приступает к постановке мюзикла, о котором пока не велено ничего говорить и даже молчать нельзя. Впервые в истории отечественного мюзикла проект будет связан с сегодняшним днем. Никаких кринолинов и париков — современная драматургия. Пишется сложно, потому что, как оказалось, выглянуть в окошко и понять, чем живет сегодняшний человек, непростая задача. Гораздо легче спрятаться в страничках классика. Работа идет уже третий год, и мы все ждем счастливых родов. Правда, Михаил Ефимович успокаивает меня тем, что в новом спектакле у меня одна из главных ролей.

культура: В «Принцессе цирка» у Вас сложный пластический рисунок. Наверное, непросто выделывать все эти па в 60 с лишним лет?
Шифрин: А о возрасте меня никто не спрашивал. Порфирию Петровичу, как вы знаете, намного меньше лет, чем мне, и тем не менее я его играю в рок-опере «Преступление и наказание». Да все мои герои, исключая Мэта Фрея из спектакля «Времена не выбирают», значительно моложе меня. Я потому и стараюсь держать себя в форме, чтобы, так сказать, на предложение сыграть Ромео быть во всеоружии (смеется).

культура: Многие эстрадные артисты, бывшие популярными в советское время и перестроечный период, сегодня уходят в драматические театры. Эстрады как таковой в том виде, в котором мы к ней привыкли, уже практически нет. Как думаете, почему это произошло: зритель изменился, время или упал уровень исполнителей?
Шифрин: Мы можем сейчас начать оперировать терминами политэкономики: произошел кризис перепроизводства. Более удачного сравнения мне в голову не приходит, потому что, по сути, товара оказалось больше, чем спроса, и это печально. У Крылова это называлось проще: «Демьянова уха». Нас перекормили юмором настолько, что мы перестали ощущать вкус каждого компонента. Можно хорошо приготовить для небольшой компании, но блюдо совершенно теряет вкус, когда его делают для огромного количества людей, да еще в сжатые сроки. В кипяток бросают все что попало, лишь бы накормить этой «Демьяновой ухой».

В итоге пострадало сразу все: качество, способность остро шутить и воспринимать юмор. Самым идеальным решением было бы взять тайм-аут всем, кто занимается юмором. Сообразить, что делать дальше, так как мы уперлись в тупик. 

культура: При этом «Камеди клаб» и другие современные юмористические передачи, которые с натяжкой можно отнести к жанру эстрады, судя по рейтингам, пользуются популярностью.
Шифрин: Я не большой знаток рейтингов, но, думается мне, что это очень лукавая вещь. К сожалению или к счастью, они практически не влияют на кассу. Одно дело по телевизору посмотреть, другое — пойти на концерт. Да и потом, я бы не был так уверен, что их рейтинги так же высоки, как и прежде. Это общая участь нынешнего ТВ. Интернет потихоньку забирает зрителя и первым утаскивает в Сеть как раз любителей юмористических программ, потому что там куда больше смешного и остроумного.

культура: Как Вам, кстати, современный юмор а-ля «Камеди»?
Шифрин: Я осторожнее, чем вы думаете, и не буду оценивать работу своих молодых коллег.

культура: Вы активно пользуетесь соцсетями, но почему не создадите свой канал на YouTube, как это делают многие юмористы?
Шифрин: Никогда не было таких наполеоновских планов, потому что я не хочу зацикливаться на юморе. Мне тесно в жанре эстрады. Я хочу актерской работы, а это лишь одна из ее граней. Лиши меня театра, и я сразу это почувствую, отними мюзиклы — огорчусь, если долго не будет предложений сниматься в кино и сериалах — расстроюсь. Мне очень нравится возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

культура: Сложно ли переломить в сознании зрителя сложившееся представление о Ефиме Шифрине?
Шифрин: А зачем что-то ломать? У каждого свой Шифрин. Я же не вчера пришел в театр. А если быть точным, то даже раньше, чем на эстраду. Мой путь начался в Студенческом театре МГУ, который в конце 70-х был популярнее многих ведущих столичных театров. На наши спектакли было невозможно попасть. Так что любовь к драматическому искусству зародилась во мне еще раньше, чем влечение к эстраде.

культура: Кажется, Вы там с Романом Виктюком начинали?
Шифрин: Да, после Сергея Юткевича и Ролана Быкова театр переживал непростой период. Долгое время не было достойного руководителя. А потом появился молодой и очень активный Виктюк, который сделал совершенно оттепельный спектакль — поставил по повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики». С этой работы я начал свою театральную жизнь. Спектакль имел оглушительный успех. Правда, это отозвалось Виктюку закрытием театра, что, в общем-то, было вполне естественно и органично для тех лет.


Фото на анонсе: Владимир Песня/РИА Новости