Томос, которого нет?

Константин КЕВОРКЯН, публицист

09.01.2019

Получение украинскими раскольниками томоса об автокефалии стало свершившимся фактом. Обнулились оптимистические предсказания, что эта грамота Константинопольским патриархатом Киеву выдана не будет, по причине ее очевидной нелегитимности.

К сожалению, мы до сих пор недооцениваем упорство, изощренность и настойчивость киевского режима в желании смастерить из Украины смертоносный таран против российской государственности. Можно и нужно говорить, что с украинской верхушкой работают аналитические и разведывательные центры ведущих западных стран, важно помнить, что уничтожение России является одной из базовых задач самой доктрины украинского национализма.

Разрыв духовных связей — ​один из инструментов переформатирования дружественного мирного народа в антироссийский военный лагерь. О том, что это не болезнь роста юного государства, а четкая стратегия, трезвомыслящие аналитики предупреждали задолго до нынешних событий. Теперь свершившийся факт необходимо принять как данность и очевидную угрозу на границах РФ.

Да, грамота Варфоломея весьма сомнительна с точки зрения канонов, она не дает широкой автокефалии, оставляя Киевскую митрополию под жестким контролем Стамбула. Но и цели, которые ставили перед собой организаторы интриги, были куда приземленнее: деньги, недвижимость, политика. В частности, каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата была последней из влиятельных общественных институций в стране, занимавшей миротворческую позицию — ​и в отношении конфликта на Донбассе, и касаемо России в целом. Теперь этот неформальный инструмент воздействия на общественное сознание будет значительно ослаблен, поскольку новая СЦУ (по тексту томоса, «Святейшая Церковь Украины») управляется иерархами из раскольничьего киевского патриархата, в большинстве своем — ​отъявленными националистами и русофобами.

Переход отдельных общин УПЦ МП в лоно новой церкви уже происходит. Только во Львовской области за последнее время к СЦУ примкнуло пять приходов, включая самый большой православный храм в регионе — ​церковь Петра и Павла в Жовкве. Аналогичные новости приходят из разных областей и охотно раздуваются местными СМИ. А ведь это еще не начались массированные акции по отбору храмов, не завершились юридические процессы по возвращению якобы «в собственность государства» многочисленных памятников архитектуры (например, комплексов Почаевской и Киево-Печерской лавр), не вступил в силу анонсированный спикером Верховной рады Андреем Парубием закон об упрощении передачи церковного имущества УПЦ новым хозяевам.

«Я планирую — ​уже, возможно, в ближайшую сессионную неделю — ​законопроект, который подготовлен, который в Раде и был уже утвержден комитетом, предложить на рассмотрение Верховной рады Украины, чтобы мы смогли упорядочить и дать очень четкие юридические процедуры перехода церквей Московского патриархата в Украинскую православную поместную церковь», — ​косноязычно, но вполне конкретно изложил свои планы Парубий. Вот вам и ответ на вопрос, как будут проистекать дальнейшие события. Согласно законопроекту, голос в церковной общине получит каждый прихожанин храма, включая зашедшего в него впервые. Соответственно, появляется возможность вполне официально захватывать церкви путем подвоза специальных «верующих». Чем больше захваченных храмов, тем шире паства СЦУ: обычные люди идут не к томосу, а в привычную, близлежащую церковь.

Надо отдать должное стойкости множества иерархов и рядовых священников, сохранивших верность каноническому Православию. В условиях, когда УПЦ фактически объявлена иностранным агентом, им очень непросто открыто высказывать свою позицию, выдерживать поток грязных оскорблений, приходить на допросы и «собеседования» в СБУ. А попытки организовывать действенный отпор захватчикам — ​воистину пример недюжинной смелости.

Так, 6 января в Виннице прихожане Кресто-Воздвиженского храма многолюдной толпой взяли в кольцо два десятка заявившихся захватчиков из «Правого сектора», а архиепископ Винницкий и Барский Варсонофий самолично вышел к боевикам со словами вразумления. Много ли таких священников, надолго ли хватит силы сопротивления и надежды паствы на помощь свыше (или извне) — ​покажет время. Возможно, около года — ​в связи с грядущими скоро президентскими выборами и переизбранием Верховной рады. Если изменений в лучшую сторону не последует, процессы маргинализации и силового поглощения канонической Церкви раскольниками вступят в финальную стадию.

Можно сколько угодно высмеивать Порошенко, заявившего, будто бы этого пропащего томоса украинские верующие «ждали тысячи лет», иронизировать над очередным упавшим при виде президента в обморок человеком (действительно, наваждение какое-то) или ядовито улыбнуться, увидев среди «томосоносцев» известного уголовного авторитета по кличке Нарик. Но пока мы не поймем всю серьезность ситуации, это лишь запоздалый юмор на лестнице.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции