Берегись корпоратива

Юрий ЛОЗА, поэт, композитор

25.12.2018

Предновогодние дни — ​время подведения итогов, подготовки к праздникам и корпоративов. Без последних, похоже, не обходится ни одна уважающая себя организация. Правда, споров об этом явлении все больше. Нужны ли они или, наоборот, отходят в прошлое?

Для начала стоит разобраться, что такое корпоратив. В самом слове заложена отсылка к некоей корпорации, однако сейчас под данное название попадают и празднования профессиональных дат, и ведомственные вечеринки, и частные сабантуи, приуроченные к юбилеям или достижениям. Даже свадьбы и похороны некоторым образом связаны с этим понятием, ведь и туда приглашают артистов разного статуса, причем со всего мира.

Явление это сегодняшнего дня или оно существовало с давних времен? Мне кажется, что Квириналии, которые праздновались древнеримскими военачальниками, тоже сопровождались приглашением артистов разных жанров, для которых это событие являлось ничем иным, как корпоративом. А выступление Шаляпина в частном загородном особняке по случаю подведения итогов деятельности Государственного совета — ​разве не корпоративное мероприятие?

В последнее время в России гуляют не то, чтобы тише, чем раньше, но как-то менее афишированно. Связано это с тем, что Владимир Путин призвал быть скромнее. Соответственно, демонстрировать наличие больших свободных денег никто не хочет, чтобы не нарваться на негативное мнение общественности или нежелательные разборки с многочисленными контролирующими организациями. И тем не менее праздник продолжается и довольно громкий.

Скажем, недавнее двадцатилетие «Серебряного дождя». По картинке, найденной в социальных сетях, на юбилее, проводимом во внутреннем дворе размером с волейбольную площадку, использовался стадионный комплект аппаратуры, абсолютно избыточный и претенциозный. Расчет был сделан не на комфортное качество звучания, а на то, чтобы во всем районе услышали — ​«Дождь» гуляет! Для подвесных колонок с давлением под 130 децибел преград не существует, но из-за неравномерной скорости распространения частот в радиусе полукилометра жители окрестных домов и случайные прохожие слышали уже не музыку, а какофонию.

Вот еще один пример. Иногда мне приходится давать звуковую аппаратуру на различные частные мероприятия на природе. Не так давно я говорил заказчикам, что привезу для навеса в саду (где и намечались корпоративные посиделки) пару киловатт качественного звука, а они мне — ​почему так мало? Я отвечаю, что этого окажется вполне достаточно, и всем присутствующим будет хорошо слышно. Тогда устроители делают удивленные лица и вопрошают — ​а соседи? А во‑о-он та деревня на другой стороне реки? Если они не услышат, что у нас тут торжество, то для чего тогда все затевать?

Такую избыточность и спародировал Робби Уильямс в клипе «Party Like a Russian», где певец предстает в образе русского олигарха, живущего в доме, интерьером напоминающем Эрмитаж. Среди прочего, там показана трапеза российских буржуев — ​по мнению британца, на завтрак они едят яйца, сырники и гречневую кашу. Но, похоже, Робби Уильямс просто не в теме — ​в клипе все достаточно бедненько, скромненько: ни прыжков через костер из стодолларовых бумажек, ни бассейна с черной икрой, ни трехдневного салюта, ни Кристины Агилеры, исполняющей «Владимирский централ» верхом на медведе. Да и Эрмитаж у него в клипе снят, если уж быть до конца принципиальным, не настоящий…

Один «товарищ» рассказывал, что приглашал на корпоратив Бритни Спирс, предложив ей десять миллионов долларов, но певица не поехала из-за контрактных обязательств. Приглашавший обижался, конечно, сетовал на непонимание со стороны заморской дивы, но не хотел уразуметь, что, кроме иронии, его предложения ничего у иностранцев не вызывают.

В целом же я бы условно разделил корпоративы на два типа: первый — ​собрались погулять, отметить и повеселиться, второй — ​«проколотить понты», а также показать свою крутость и состоятельность. В первом случае организаторы стараются приглашать исполнителей, отталкиваясь от их профессиональных качеств. Иногда это малоизвестные, а то и совсем неизвестные артисты, кавер-группы, фокусники и т. д. Во втором случае во главу угла ставится статусность и популярность, и абсолютно не важно, подходит ли материал выступающего для данного мероприятия. Главное — ​артист приезжал. Зачастую никто исполнителя не слушает и не замечает. Мне и самому приходилось участвовать в помпезном сборном концерте, где ни одна вельможная голова не поворачивалась в сторону сцены — ​«не царское это дело — ​на фигляров смотреть».

Так что корпоративы были, есть и, надеюсь, еще будут. Психологи утверждают, что в истоках желания трубить о себе на весь мир лежит детский комплекс, вызывающий гипертрофированную тягу к самоутверждению. Именно он заставляет людей приглашать разного рода звезд, пугать салютами ворон, за большие деньги покупать «красивые» автомобильные номера, а также устанавливать в свою машину аппаратуру, хрюкающую так, что по пути следования в ближайших домах с комодов падают слоники.

Достаточно долго наблюдая за соплеменниками, могу утверждать: в мире ничего не меняется; к примеру, во дворе моего детства проживало несколько оболтусов, выставлявших колонки в окна и на полную мощность крутивших по сотне раз каждую новую пластинку. Причем одним из них был я.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции