Парк — это звучит гордо

Августин СЕВЕРИН Платон БЕСЕДИН

02.08.2018

12 августа 1928 года открылся Парк культуры и отдыха имени Горького, ставший образцом и примером для сотен городов Советского Союза. Судьба ЦПКиО, который пережил блистательный расцвет, период безвременья, закат и возрождение, — интересна и поучительна: из истории легендарного парка, в том числе недавней, можно вынести много уроков.

Девять десятилетий назад, в марте 1928 года, Президиум Моссовета принял решение о создании парка культуры и отдыха.

— Трудно поверить, но тогда это был едва ли не первый городской проект: закрытую промышленную зону, а именно грузовой порт, превратили в самое посещаемое общественное пространство, — рассказал «Культуре» глава столичного департамента культуры Александр Кибовский.

— Над территорией парка трудились знаменитые мастера,— пояснил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. — А началась его история с Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, открывшейся здесь в 1923 году, которая должна была стать демонстрацией возможностей Советской республики.

Неожиданно для всех — после революции, войны, разрухи — в Москве появился целый выставочный городок с многочисленными павильонами, представлявшими различные регионы СССР, с иностранным отделом, который размещался на территории, сейчас отданной Центральному дому художника и Парку искусств «Музеон». Там же был построен и самый большой в Москве стадион, где проводились все крупные соревнования и спортивные праздники.

— Для того чтобы соединить разделенные Садовым кольцом территории, был построен деревянный мост, — рассказал член координационного совета общественного движения «Архнадзор», москвовед Александр Фролов. — Со стороны нынешнего «Музеона» он завершался большой ступенчатой конструкцией с кафе.

Конкурс на проект планировки выставки выиграл Иван Жолтовский, а в строительстве павильонов приняли участие многие известные архитекторы того времени. Например, по проекту Константина Мельникова был построен павильон «Махорка» — один из самых первых примеров архитектуры советского авангарда.

— Спустя пять лет именно Мельникову  поручили новую планировку, его работа до сих пор сохранилась в партере, — отметил главный архитектор Москвы. — Центральный фонтан — идея Александра Власова, а планировка вокруг Голицынского пруда оформлена при участии Виталия Долганова. Он же разрабатывал генеральный план развития парка. Главный вход построили по проекту Георгия Щуко.

Интересно, что фонтан в центре партера был задуман еще Константином Мельниковым. Корифей советского авангарда хотел, чтобы «архитектура формировалась струями самой воды», однако тогда дальше идеи дело не пошло.

— Это не просто парк — ото всех существовавших ранее он отличался своей идеологической и культурной программой, — рассказал Александр Фролов. — Прежде такого нигде не было. Предполагалось, что люди приходят не только побродить по аллеям, но и принять участие в культурных и идеологических мероприятиях — таких, например, как День трезвости или День женщины-работницы. В эти дни проводились лекции, кинопоказы etc. Поскольку готовились к таким праздникам очень основательно, они пользовались популярностью. Уже тогда в парке появились различные аттракционы: скажем, Парашютная вышка — не только развлечение, но и подготовка к сдаче норм ГТО. У многочисленных летних эстрад можно было присоединиться к импровизированному хору: на сцену выходил массовик, показывал сидящим перед эстрадой большие листы с текстами популярных песен, и люди их с удовольствием пели.

В 1932 году в связи с 40-летием общественной и литературной деятельности Максима Горького парку присвоили имя писателя. В годы войны ЦПКиО продолжал работать, но здесь уже проводились соревнования по метанию гранат, занятия по противовоздушной обороне и тушению зажигательных бомб, финал первенства Москвы по штыковому бою. 22 июня 1943 года открылась выставка трофейного вооружения.

Послевоенный парк — одна из главных витрин страны победившего социализма: военная тематика отходит на второй план, человеку должно быть удобно и комфортно. В 1955 году возводится колоннада главного входа с кассами, два года спустя открывается Народная обсерватория, в 1958-м начинает работать Большое колесо обозрения.

Миллионный поток туристов со всего Союза и стран Варшавского блока не отразился на парке в худшую сторону, все работало как часы.

А вот развал Советского Союза и последующий упадок нанесли парку огромный урон. В 1990-х легендарный ЦПКиО стал заурядной «коммерческой точкой»: культурная составляющая исчезла, аттракционов стало больше, архитектурное и скульптурное наследие начало приходить в упадок. Следить за шедеврами оказалось некому, извлечь из них прибыль «здесь и сейчас» было невозможно, так что выдающиеся образцы советского искусства просто бросили на произвол судьбы. Не приходилось говорить ни о концепции парка, ни о едином пространстве — все было принесено в жертву выгоде.

Новая эпоха в жизни Парка Горького началась с приходом Сергея Собянина. Александр Кибовский подчеркнул, что уже в ноябре 2010 года мэр поручил проинспектировать ЦПКиО, и состояние знаменитого места произвело на чиновников удручающее впечатление.

Преобразования начались летом 2011 года. За несколько месяцев демонтировали более сотни устаревших и небезопасных аттракционов, снесли десятки уродовавших парк разномастных торговых палаток, на их месте появились новые газоны, цветники и асфальтированные дорожки.

В ноябре 2012 года в ЦПКиО имени Горького открылся на тот момент самый крупный в Европе (площадью 18 тысяч квадратных метров) каток с охлаждаемым льдом. Оба Голицынских пруда были приведены в порядок, в большой, ко всему прочему, выпустили рыбу. Сейчас здесь организован прокат лодок и катамаранов. На берегах обустроены деревянные набережные.

Парк расширялся, у него вновь появилось собственное лицо: сейчас в состав ЦПКиО входят, наряду с основной территорией, Парк искусств «Музеон» с предоставленной пешеходам и велосипедистам Крымской набережной, Нескучный сад и Воробьевы горы, в том числе озелененная территория возле главного здания МГУ и смотровая площадка.

В Парке Горького теперь работает бесплатный скоростной Wi-Fi. Еще одно приятное новшество — по газонам ходить можно. Сидеть и лежать на них тоже не возбраняется, мягкие пуфики здесь специально для этого. В партерной зоне и на Крымской набережной для уличных музыкантов обустроены площадки, которые не пустуют даже в будни, что и неудивительно: зрителей и слушателей у них всегда предостаточно.

Среди развлечений для малышей — не только занятия в кружках и мастерских, но и различные квесты. Впрочем, парк предлагает игры-путешествия для посетителей любого возраста и на любой вкус. Кроме того, здесь проводятся уроки москвоведения и открыта Школа молодого экскурсовода.

Обновленный ЦПКиО работает не только ежедневно, но и круглосуточно, его ворота никогда не закрываются.

— Несмотря на свой солидный возраст, парк созвучен городу, — считает Александр Кибовский. — Сегодня все мы участвуем в его жизни. День за днем и год за годом складываются новые страницы его биографии, наполненные уважением к традициям, интересными проектами и впечатлениями миллионов людей.

Историческая важность парка и его культурное значение сегодня никем не оспариваются. Но стоит понимать, что ЦПКиО — специфический столичный сюжет: Москва задавала и продолжает задавать тон и определять стиль городского пространства. После разрухи 90-х можно было механически скопировать успешный для своего времени советский опыт, успокоившись мыслью о том, что «старый конь борозды не испортит». Однако парк преображается, он интересен не как музей, а как часть естественной городской среды.


Комментарии

Алексей Емельянов, руководитель департамента культурного наследия города Москвы:

— На этой сравнительно небольшой по московским меркам территории расположено сразу несколько интереснейших объектов, которые побывали в бережных руках наших реставраторов. Во-первых, буквально месяц назад специалисты Мосгорнаследия приняли восстановительные работы по циркумференциям (боковым павильонам) главного входа в парк, а в 2015 году закончилась реставрация пропилей (именно так правильно называется колоннада, которая давно стала символом ЦПКиО). То есть сейчас, по сути, весь ансамбль главного входа с оградой, построенный в 1955 году по проекту архитекторов Щуко и Спасова, отреставрирован и адаптируется к современному использованию. Мы ведь хотим, чтобы памятники не просто украшали Москву, но и были полезны, жили одной жизнью с нашим городом.

Во-вторых, недавно приняты работы по известной многим гостям парка Музыкальной (ажурной) беседке, где летом по традиции устанавливают белый рояль.

Что касается Нескучного сада, то, думаю, многие сразу вспоминают знаменитую беседку из телепередачи «Что? Где? Когда?» — это Охотничий домик у оврага, отреставрированный в 2013 году. Кроме того, сейчас здесь восстанавливают грот, Ванный и Летний домики.

Реставрация — кропотливый, длительный процесс. Как и в любом другом деле, все начинается с проекта. Решается, какой период истории памятника брать за основу, собираются архивные материалы, фотографии, чертежи, цветовые схемы — словом, все данные, которые помогут восстановить исторический облик. Затем, когда проект одобрят специалисты Мосгорнаследия, аттестованные реставраторы приступают к работам. Результат работы оцениваем и принимаем также мы, в департаменте.

Забот реставраторам на территории парка хватает. Здесь расположены и знаменитая обсерватория, и Зеленый театр, и многочисленные беседки с фонтанами, и скульптура прыгающей в воду девушки работы Ромуальда Иотко. Самое главное, все эти памятники будут обязательно сохранены в том виде, какими помнит их старшее поколение, наши бабушки и дедушки, которых наверняка водили сюда в детстве. Разве можно придумать более доступный способ связать память поколений?

Представьте, как интересно будет внукам лет через 30–40 рассматривать наши селфи, сделанные сегодня, к примеру, напротив главного входа, и убедиться в том, что спустя годы это колоссальное строение выглядит точно также.


Николай Васильев, искусствовед:

— ЦПКиО в Москве, конечно же, не мог не стать образцом для всей страны. Это было общественное пространство нового типа. Ландшафтно парк наследовал Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года, прообразу ВДНХ. Парк взял часть павильонов и элементы благоустройства выставки, которые создавались первым советским ландшафтным архитектором Евгением Шервинским. Дальше, приспосабливая территорию для поствыставочной жизни, здесь работали Константин Мельников, Лазарь Лисицкий и, наконец, Александр Власов. Именно при нем ЦПКиО открылся как новая модель — не парка развлечений, не природного парка при дворце, но места для массового отдыха — культурного и спортивного. С середины 1930-х ЦПКиО считался обязательным элементом любого градостроительного образования в стране — районного или областного центра, курорта и т.п. — наряду с райкомом, больницей, стадионом, банями, фабриками-кухнями, дворцами культуры. Распределение потоков и зонирование должны были обеспечивать массовое посещение, гостей встречали монументальные пропилеи, аркада или ворота. Большинство построек (летние эстрады, лавочки, павильоны) могли быть быстро возводимыми деревянными, статуи пусть и в классической манере, но не богов и героев, а идеальных граждан — физкультурников, пионеров, летчиков. Все это напрямую черпалось в московском парке — и пропилеи, и еще дореволюционные ротонды на набережной, и «Девушка с веслом», и Парашютная вышка (появившаяся еще при Мельникове), лодочный прокат и многое другое. Не случайно уже в наше время реконструкция парковых общественных пространств началась с ЦПКиО. Это — знаковое место.


Алексей Комов, член правления Союза архитекторов России:

— Парк Горького — курорт в центре Москвы, возможность отправиться «в отпуск», не покидая ее пределов. Соседство с Крымским мостом и Крымской набережной только усиливает это ощущение. Когда был основан ЦПКиО, единовременно возник социальный прецедент народного парка, куда стремятся и горожане, и гости столицы. По сути, сам смысл «парка культуры и отдыха» в том, чтобы, развлекая, просвещать. Идея была заложена в эпоху, когда культура являлась индустрией, а парки — частью культурной системы. Рабочий человек имел право на отдых, на культуру — и в Парке Горького он реализовывал данное право. Это своего рода пространство регенерации и человека, и социума, и города.

Спустя 90 лет ЦПКиО остается образцом паркового обустройства и культуры. Сейчас символическая планка достаточно высока и служит ориентиром для многих. Все самое модное в дизайне появляется именно здесь. Бум благоустройства столицы был опробован именно на Парке Горького. Отсюда началась московская градостроительная революция последнего времени, что также характеризует это место как точку сборки и вдохновения для горожан и профессионалов. Без него не было бы Парка «Зарядье», которому передана эстафета передового паркостроения.


Никита Асадов, советник президента Союза архитекторов России:

— ЦПКиО стал прототипом общественных городских пространств молодого советского государства. Оказавшись площадкой для Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году, парк во многом был основой такого уникального явления, как постоянно действующая выставка под открытым небом, совмещающая отдых, культуру и образование, впоследствии масштабно реализованного на территории ВДНХ.

Именно по модели Парка Горького практически в каждом городе страны были реализованы и до сих пор существуют центральные парки культуры и отдыха с набором специфических черт. Через них реализовалась новая культура досуга советского гражданина: летние сцены, танцплощадки, парашютные вышки, набережные с балюстрадами и скульптурами «девушек с веслом».

Как и в 1920-е годы, Парк Горького сегодня является эталоном нового стандарта досуга и моделью для обновления значимых общественных пространств российских городов, успешным как с точки зрения экономической эффективности и окупаемости, так и благодаря непреходящей популярности среди обычных людей.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS