Мем ты мой опавший

Платон БЕСЕДИН, писатель

26.07.2018

Эхо от некоторых скандалов расходится долго, и по отзвукам можно судить не столько о говорящих, сколько об атмосфере — ​в культуре и обществе. В последние дни журналисты и пользователи социальных сетей обсуждали резкое высказывание певицы Земфиры Рамазановой, популярной до сих пор, хотя давно уже не выпускающей новых альбомов. Она раскритиковала модных сейчас — ​в основном у молодежи — ​исполнительниц, выступающих под псевдонимами Монеточка и Гречка. Одну назвала некрасивой и усомнилась в вокальных данных обеих. При этом Земфира похвалила тексты Монеточки.

Подключился к важной дискуссии и Юрий Лоза, который заметил, что знает Земфиру, но не слышал о Гречке и Монеточке. Оно и не мудрено. При этом он не смог удержаться от ироничных комментариев по поводу псевдонимов модных певиц. Позднее Земфира так объяснила отклик на свои высказывания и возникший спор: «Разве это не ваша проблема (гневающихся), что вы возвели меня на пьедестал? Я человек, имеющий мнение. Музыкант, имеющий опыт». Хорошие слова, редко от кого из «властителей дум» их услышишь.

Реакция самих Монеточки и Гречки (простите за повтор, но это звучит так же здорово, как Тарапунька и Штепсель, трудно удержаться) оказалась очень ровной: юные дарования приняли критику равнодушно.

Интереснее было следить за тем, как отработали повод медиа и обычные пользователи, коммерческие компании и популярные блогеры.

История тут же обросла сотнями мемов, интернет-приколов, картинок, цитат. Компания-распространитель билетов в корпоративном аккаунте язвила: мол, зачем вам Альпы (это отсылка к песне Земфиры «Хочешь за окошком Альпы»), когда есть норильские сопки. Все упражнялись как умели: кто-то более выразительно, кто-то менее: цитата Земфиры послужила каркасом, основой для поистине народного творчества. Была отброшена сама суть высказывания, а вот наросшей шелухи оказалось чудовищно много.

Это и объясняет, почему Земфира абсолютно права по сути. Фокус в том, что Монеточка и Гречка могли прозвучать только в нашем времени, стать популярными только среди нынешней молодежи, которая при всей своей талантливости неизменно стремится к усреднению и обобщению.

Беда поколения Монеточки в том, что оно обезличено, стандартизировано, хотя по отдельности каждый в нем — ​личность. Это — ​удивительный парадокс. Слившись в массу, молодые люди живут по законам потребления в четко заданных рамках.

Творчество Монеточки и Гречки идеально описывает этот мир, потому что каждую песню можно разложить по частям и заново собрать, как конструктор. Тексты предельно предсказуемы — ​и напоминают цитатник из социальных сетей, положенный на музыку.

Если читателю кажется, что все, описанное выше — ​брюзжание, позволю напомнить, как именно работает культурная традиция: из Beatles выросли Led Zeppelin, из последних — ​Nirvana. «Кино» наследовало The Smiths и The Cure, но, преломившись в позднесоветской эстетике, привнесло в культуру новые смыслы.

Творчество Монеточки или Гречки третично — ​как оно может плодоносить? В чем его уникальность, если оно изначально работает с заданными конструкциями? Какую новую эстетику задает, если старается выглядеть ближе к условному потребителю? Их тексты создаются как товар, они — ​бренд с заранее просчитанными запросами покупателей.

Земфира в этой дискуссии дала задний ход не потому, что испугалась обвинений в зависти etc. Просто она поняла, что сейчас любая попытка серьезного диалога — ​с аргументацией, отсылками — ​в принципе невозможна. Времена, когда истина искалась в долгих спорах, прошли.

Манера обсуждения, принятая в социальных сетях, когда не обмениваются аргументами, а перекидываются картинками, мемами, цитатами (часто одними и теми же), переходит и в реальную жизнь.

Настоящие проблемы начинаются именно здесь. Как оппонировать кому-то, если тебя не слышат? Как отстаивать свою точку зрения, если у твоего соперника вообще нет позиции? Не со зла, просто никогда не было. Что говорить тем, кто вырос в мире мемов, и как всерьез заниматься общественной деятельностью, если картинки сменяют одна другую слишком быстро?

Подобные рассуждения не умозрительны. Когда алтайская школьница отрубает перед камерой голову котенку, это сначала вызывает оторопь, затем — ​прилив адреналина (наказать!), но довольно скоро просто забывается. Тема, как говорится, «ушла»: видимо, до следующего акта живодерства, который обязательно случится.

Чем меньше у общества получается говорить всерьез (даже о Монеточке и Гречке, даже о них), тем проще делать все, что тебе заблагорассудится. Ведь на каждую леденящую душу историю тут же найдется сюжет с тысячью мемов.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции