Лучше один раз увидеть

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

14.06.2018

12 июня, в День России, компания Google поздравила российских пользователей стилизованным логотипом (он называется «дудл»), отразившим достопримечательности наших городов. Золотой мост во Владивостоке, Рыбная деревня в Калининграде, Нижегородский кремль, неоготический Дом Севастьянова в Екатеринбурге и Дворец земледельцев в Казани. То, что мы привычно называем словом «провинция», предстало на небольшом рисунке — и оказалось, у нас фантастически красивая страна.

Это не открыточная «Раша» с набившими оскомину видами «Москоу» и «Питерсбург». Это та Россия, которой мир почти не знает. Приезжающие на главное футбольное состязание четырехлетия иностранцы обнаруживают, что перед ними незнакомая прежде и удивительная земля. Если к восхищающимся московским метро или замирающим от чувств на Дворцовой площади интуристам мы давно привыкли, то вот их внимание к Нижнему Новгороду или Казани — в новинку.

Журналисты западных изданий соревнуются в составлении рейтингов российских городов по степени интереса для зарубежных гостей. Например, британская Independent, начав традиционно с Петербурга и Москвы, дальше берется расхваливать Сочи с его великолепной олимпийской инфраструктурой, поражающий воображение «карман России» — Нижний Новгород — с одним из лучших русских кремлей и завораживающими видами на Волгу, которой вдохновлен дизайн нового стадиона.

Перемещаясь между российскими городами, гости чемпионата обнаружат, что перед ними  совсем не та страна, которую расписывали многие СМИ в последние годы. Современная инфраструктура, удобство жизни, всюду Wi-Fi, никаких медведей, ушанок и «кэйджиби», нет озлобленности и расизма. И даже знаменитого «русского пьянства» нет.

И еще важно то, что теперь гости едут к нам не «интуристами», которые перемещаются от островка к островку еврокомфорта между «убожеством» и «подцензурной» жизнью. Они погружаются в ту самую среду, где живем мы сами. И журналисты, и болельщики начинают догадываться, что Россия — не юдоль страданий, обитатели которой мечтают ее поскорее покинуть.

Тот образ страны, что сформируется в эти дни, будет, несомненно, крупной внешнеполитической победой. Никакого бойкота не получилось, к нам едут и команды, и болельщики, и официальные представители почти всех стран. Не стоит недооценивать общественного мнения Запада и Востока, особенно в нынешнюю переломную эпоху, когда контроль элит и их способность внушить обывателям все что угодно, сильно ослабли. Несколько сот тысяч человек скажут: «Я был в России на мундиале. Красивая страна, и русские — клевые ребята». И эти слова могут быть отличной соломинкой, которая переломит хребет любому верблюду.

Но не менее важно и нам самим, хотя бы глазами иностранцев, открывать Россию за пределами столиц. Одна из больших ошибок национального самоедства — слепая убежденность в том, что на Западе разнообразные города с собственным лицом, а у нас — мол, «унылость и серость». Но все как раз наоборот. Россия — это страна с самым большим в мире числом оригинальных городов, у каждого — собственное лицо, у любого — современная развитая инфраструктура.

В Европе по этому параметру с нами может соперничать разве что Италия, где нынешние города были римскими муниципиями, ставшими затем самостоятельными государствами. Но и они при своей красоте все равно похожи друг на друга. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Севастополь, Керчь, Сочи, Екатеринбург, Красноярск, Владивосток etc — это совершенно оригинальные жизненные миры, но находящиеся в рамках единой страны, нации и культуры. Россия разнообразна, не становясь от этого раздробленной. Где еще такое возможно?

Нам просто не хватает разговора об этой красоте. Подумать только, сколько соотечественников впервые узнали о нижегородской архитектуре из комедии «Я худею»? А сколько городов ни одного фильма не удостоились или показаны были кое-как? Чемпионат оказался для нас отличным поводом взглянуть на свою страну.

Россией в последнее время много пугали. Великое счастье, что запугать так и не удалось. Когда чемпионат мира закончится, найдутся, конечно, новые Скрипали, но демонизировать страну станет значительно сложнее: слишком много людей вернутся домой и расскажут — в блогах и на страницах СМИ — о том, сколь нелепо все многолетнее вранье о «Мордоре».


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции