В контексте Вишнёвой

05.12.2013

Елена ФЕДОРЕНКО

Международный фестиваль современной хореографии «Context. Диана Вишнёва» вскружил столице голову.

фото: Николай КруссерНеутомимая искательница нового Диана Вишнёва устроила в Москве настоящий танцевальный трафик. Свой фестиваль упаковала в три дня, разбросала по трем площадкам, насытила множеством событий — только успевай поворачиваться. Cловно вместе со своей командой решила атаковать город классического балета альтернативным ему современным танцем. Не станем лукавить — фестивальная ниша этого танца совсем не пустует: только что завершился замечательный «DanceInversion» и стартовал «Цех». Об идее своего фестиваля блистательная танцовщица, которой подвластны все пластические направления и хореографические техники, рассказывала на пресс-конференции так:

— Счастлива, что идея, зревшая около трех лет, воплотилась. И именно в Москве, хотя бродили разные мысли о месте проведения фестиваля. У меня немалый опыт работы с современной хореографией — во многих странах и с разными труппами, уже сделала три индивидуальных проекта. Contemporary dance многое открывает во мне самой и дает возможность двигаться дальше... Почему не видно новых хореографов, особенно в России? Для их появления что-то должно происходить вне академических театров. Когда молодого человека приглашают сразу для постановки на большой сцене, он, еще недостаточно зрелый хореограф, испытывает большой прессинг... Фестиваль дает возможность лабораторной работы. Работы абсолютно свободной, без всякого напряжения... Надо не только давать шанс хореографам, но и воспитывать публику. Конечно, Москва и Петербург уже многое видели, и все-таки современный танец до глубин так и не открыт. Одна из задач фестиваля «Context» задать вопросы: «Как мысль рождается у хореографа?», «Почему появляется то или иное движение?», «Как эмоция им управляет»? И, конечно, сам контекст — мы решили показать публике компании, которые хорошо известны в мире, — труппы разных направлений, стилей, жанров. 


Диана Вишнёва отказывается от интервью, однако корреспонденту «Культуры» удалось задать ей несколько вопросов.

культура: По какому принципу Вы выбирали четырех хореографов для участия в проекте? 
Вишнёва: Отбор был из хореографов молодых, но уже с мало-мальским опытом. Они — дипломированные специалисты, участвовали в конкурсах. Например, Марсело Гомес уже поставил несколько работ в родном АБТ (American Ballet Theatre).

культура: А что касается танцовщиков?
Вишнёва: Провели открытый кастинг и обсуждения с хореографами — кого бы они хотели видеть. Марсело ставит на артистов Большого театра — они знают его, с энтузиазмом и огромным рвением включились в работу. Сейчас очень много хороших танцовщиков, которые не могут реализоваться в крупных театрах, и они с удовольствием отдают свободное время современным мастер-классам и репетициям новых номеров. Процесс творческий, и важен для них, ведь карьера танцовщика быстротечна. 

культура: Будут ли победители?
Вишнёва: Фестиваль «Context» — не конкурс. Но я решила отметить одного из участников стажировкой в школе Каролин Карлсон (известный хореограф, работающий во Франции. — «Культура»). У молодых российских хореографов есть желание и энтузиазм, но им часто не хватает образования в области современного танца, знания основ. Каролин поддержала наш фестиваль и предоставила возможность стажировки. Она поставила для меня спектакль, премьера уже прошла в Калифорнии, скоро мы покажем его в Москве. 

культура: Какой фантастический сюрприз Вы приготовили к закрытию фестиваля — станцуете номер Иржи Килиана.
Вишнёва: У меня нет слов, чтобы описать, как я счастлива. Очень благодарна Самуэлю Вюрстену (куратор фестиваля «Context», худрук Роттердамской танцакадемии и директор Holland DanceFestival. — «Культура»), который сделал встречу с Килианом возможной. С Килианом ни один наш театр не встретился ни в одной работе — хореограф не путешествует. Его спектакли стали появляться в Москве и Петербурге, но непосредственная работа с автором — совершенно другая история. Дуэт «Nuages» («Облака»), который мы танцуем в Москве с моим любимым партнером Марсело Гомесом, — выбор самого Иржи Килиана. Считаю, что он идеально «ложится» на нас. Эта работа давняя, но она живая и актуальная сегодня — настолько гениален хореограф.


фото: Николай КруссерДиана — классическая балерина, сумевшая совершить революцию: доказала, что можно быть одинаково убедительной в ролях возвышенной старины и острой актуальной хореографии. Одна из самых титулованных танцовщиц современности, она взяла на себя роль лидера в процессе включения России в мейнстрим мирового танца. На перекрестках «Контекста» встретились многие танцевальные компании: «Korzo» и «Introdans» из Нидерландов, «Готье-данс» из Штутгарта, британская труппа Ричарда Олстона и израильский Центр Сюзан Далаль. Приехавшие хореографы, а их немало, дают мастер-классы, открытые для всех желающих. Прошел и ликбез по популярной «пластике без правил» под названием «гага».

Отдельной строкой — кинопрограмма: фильм Вима Вендерса о загадочном гении Пины Бауш, выросшем среди промышленных труб рабочего Вупперталя; танец, специально созданный для жизни на экране, от живого классика Иржи Килиана — «Carmen» и «Между входом и выходом».

фото: Николай КруссерПожалуй, самое главное — вечера молодых хореографов, которые в рекордно короткие сроки поставили свои номера. Марсело Гомес представил самую короткую и самую запоминающуюся «Историю о нас». Три пары воссоздали три состояния человеческой жизни: от безрассудного счастья юности через маятник радостей и бед зрелости — к расставанию, когда мужчина ухаживает за своей умирающей спутницей. Петербуржец Константин Кейхель в номере «Экспонат» помудрил с образами надрывных военных лет, а Марина Акелькина поставила трио с солистами своего родного балета «Москва». Ее «Воздушный поцелуй» — страстное стремление разобраться с тем, кто есть кто в любовном треугольнике. Харизматик Владимир Варнава разыграл печальный святочный рассказ Андерсена «Девочка со спичками».

Диана решила поддержать Владимира Варнаву, он и отправится к Каролин Карлсон, а Константин Кейхель пройдет стажировку в одной из голландских школ.

6 декабря «Context» завершится гала: на сцену выйдет сама Вишнёва, и кроме килиановских «Облаков» представит со своим партнером Марсело Гомесом еще одну новинку — «Головокружение» Мауро Бигонцетти. Стоит добавить, что главой попечительского совета фестиваля стала Майя Плисецкая, чей танцевальный нрав отличался независимостью. Пластический «Context» планируется сверять ежегодно. 

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть