Праздник послушания

16.03.2018

Елена ФЕДОРЕНКО

Москва открыла торжества в честь великого хореографа Мариуса Петипа. Начали с всероссийской встречи воспитанников балетных школ и училищ.  

Фото: Михаил Логвинов

Страна отмечает юбилей гения с размахом, на государственном уровне. 2018 год официально объявлен Годом Петипа. Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 200-летия со дня рождения хореографа. Его имя, давно ставшее мифом, объединило многие институции, направившие свою творческую энергию на подготовку единого многомесячного праздника. В программу вошли разные события: премьеры, возобновления балетов, гала-вечера, выпуск книг, научные чтения и конференции. В Центральном театральном музее имени Алексея Бахрушина открылась выставка «Два века Петипа». Готовилась она долго и тщательно. Более 300 экспонатов из архивно-рукописного наследия хореографа расположены так, чтобы зрители «вошли» в мир Императорских театров второй половины ХIХ века, открыли для себя занимательные и малоизвестные факты из жизни Мариуса Ивановича, в том числе узнали о его авантюрных приключениях.

В день рождения юбиляра стартовал фестиваль российских балетных школ «Посвящение Мариусу Петипа», инициированный Мариной Леоновой, ректором Московской академии хореографии. После трехдневных обменов мнениями и мастер-классов пришел черед кульминации — грандиозному гала-концерту на Новой сцене Большого театра. 250 учеников из балетных школ России танцевали фрагменты спектаклей Петипа.

Фото: Михаил ЛогвиновВечер стал оммажем грандиозному стилю гения танца, называвшего Россию своей второй и любимой родиной. Картина «Оживленный сад» из «Корсара» — образ балетного рая, пауза в остросюжетной мелодраме о морских разбойниках. Мир женской красоты, ценимой хореографом и в жизни, и на сцене, пиршество классического танца. По записям и нотациям партитуру «Сада» восстановил ученый-аутентист Юрий Бурлака, воплотили — воспитанники Московской академии. Девушки выглядели необыкновенно стильными, красивыми и искренними, солистки Александра Трикоз и Анастасия Дедикина передавали грациозное обаяние пластики. Елизавета Кокорева и летающий Денис Захаров вдохновенно исполнили па-де-де Медоры и Конрада.

Великолепие парадного спектакля имперской эпохи «закрепил» финал гала — многолюдный вальс и адажио принцессы Авроры (Стефания Гаштарска) с четырьмя кавалерами из «Спящей красавицы» Петра Чайковского. Питомцы МГАХ танцевали галантно, аккуратно «проговаривая» причудливые сверкающие прописи композиции. Между двумя впечатляющими роскошью картинами промелькнули устойчивые типы хореографических построений Петипа: от вариаций и дуэтов до ансамблей и кордебалетных картин. Концерт «собрал» все виды сценического танца, интегрированные Петипа в спектакли большой формы: классические, характерные, демихарактерные. Так что гала можно отнести и к познавательным акциям.

Фото: Алексей БражниковАнакреотический па-де-катр «Розарий» из «Пробуждения Флоры» на музыку Дриго студентки Петербургской академии имени Агриппины Вагановой станцевали раскованно и с блеском, особенно хороши — Мария Хорева и Мария Буланова. Огневой «Форбан» и нежное па-де-труа одалисок представили юные артисты из Новосибирска, в якутском pas des esclaves лидировал артистичный Николай Выломов. В адажио из «Спящей красавицы» запомнилась фарфоровая Екатерина Клявина (школа «Гжель»). Полина Афанасьева и Дмитрий Смилевски солировали в па-де-сис из «Эсмеральды» (реконструкция Юрия Бурлаки). Имена этих трогательных учеников предвыпускного класса московской школы стоит запомнить. С пониманием хореографической мысли юные красноярцы провели «Ману» из «Баядерки» Людвига Минкуса.

Фото: Михаил ЛогвиновСтуденты из Башкирии пронеслись в живописном «Панадеросе» из «Раймонды» Александра Глазунова, неутомимые москвичи зажгли темпераментом в индусском танце («Баядерка») и очаровали гордым национальным характером венгерского («Раймонда»). Поразительно красивые и редко исполняемые «Танцы часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли воспитанники Пермского хореографического училища исполнили с осторожностью — как ценную реликвию. Концерт сложился в мир фантазий Петипа, где не может быть никаких бед, а красота спасает и дарит гармонией.

Единственный номер программы не принадлежал Петипа. Смелый Борис Эйфман доверил своим несмышленышам вполне взрослый фрагмент из «Красной Жизели». Предчувствия трагедии подросткам трудно передать. В сравнении с сочной и страстной хореографией нашего современника танцы Петипа показались простыми, как мудрость, и ясными, как сама природа, не омраченная «бурями и натисками» цивилизации. В необъявленном состязании балетных школ ярче всех показались москвичи — не потому, что дома и стены помогают, — МГАХ сегодня находится на вершине развития, демонстрируя все преимущества отечественного хореографического образования, редкостную трудоспособность и безукоризненно воспитанный вкус своих питомцев.


Марина Леонова: «Петипа с нами всегда»

Перед началом гала Марина Леонова, ректор МГАХ, народная артистка России, профессор, ответила на вопросы «Культуры».

культура: Фестиваль российских балетных школ — Ваш авторский проект?
Фото: Владимир Вяткин/РИА НовостиЛеонова: Указ президента «О праздновании 200-летия со дня рождения Петипа» дал нам возможность развернуться и подготовить уникальный праздник. На одном из заседаний оргкомитета я предложила провести Фестиваль юных поколений. Инициативу поддержали и откликнулись. В итоге на сцене Большого театра встретились ученики девяти ведущих балетных школ России. Две старейшие — Академия имени Вагановой и Московская — юбиляры: Петербургской исполняется 280 лет, нашей — 245. Участвуют Пермское и Новосибирское хореографические училища, колледжи из Красноярска, Башкирии, он носит имя Рудольфа Нуреева, Якутска и училище при Московском театре танца «Гжель». Афишу гала составили из фрагментов творческого наследия Петипа. Репертуарное исключение только одно. Сцену из «Красной Жизели» представляют воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана. Тут есть диалог времен — современный балетмейстер обращается к образам романтической «Жизели», сохраненной в свое время Петипа.

культура: Спектакли «гениального француза с русской душой» украшают репертуар всех классических трупп мира, а чем так важен Петипа для балетной школы?
Леонова: Петипа не только оставил нам роскошные балеты, он заложил фундамент академической чистоты танца. Его «большой стиль» со строгими законами построения спектакля и правилами исполнения движений, легкостью, грациозностью, совершенством — основа балета. Когда мы говорим о классике, то имеем в виду его хореографию. Ее наши воспитанники постигают с первых шагов, она сопровождает их в течение всего процесса обучения, на ней они растут как профессионалы. Одна из страниц нашего фестиваля — проведение мастер-классов. Эти уроки оказались не только интересными, но и чрезвычайно полезными: дети внимательно следили за педагогами и наблюдали друг за другом, воспринимали нюансы, делали выводы.

Фото: Михаил Логвинов

культура: Юбилею посвящена книга, составителями которой Вы стали вместе с Юрием Бурлакой. Что это за издание?
Леонова: Сборник «Балеты Петипа в Москве» посвящен малоизученной теме. Известно, что большую часть своей жизни Петипа провел в Санкт-Петербурге, где осуществил все свои знаменитые спектакли. Многие из них переносились в Москву. Приезжал в Первопрестольную и сам Мариус Иванович, поставил в Большом театре четыре балета, репетировал с воспитанниками Московского императорского театрального училища. Кстати, в Большом впервые появились его знаменитый «Дон Кихот» и «Трильби», позже поставленные и на петербургской сцене. Здесь же он сделал одноактные балеты «Ночь и День» и «Жемчужина», предназначенные для коронации Александра III в 1883-м и Николая II в 1896-м. В советское время о них изредка вспоминали только искусствоведы. В нашей книге публикуются либретто этих спектаклей, собраны рецензии, наблюдения и оценки участников. Есть статьи современных исследователей, написанные специально для сборника. Издание иллюстрировано и включает фотографии, афиши, эскизы декораций и костюмов — все из архива нашей Академии. Книга вышла буквально несколько дней назад, и я рада, что мы успели с ней к открытию фестиваля.

культура: Ждать ли еще балетоманам встреч с Академией в Год Петипа?
Леонова: Петипа с нами всегда — не только в праздники, но и в будни. 23 и 24 апреля в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко пройдут вечера «В честь Петипа». Выступят гостеприимные хозяева, Школа Парижской оперы и наша Академия. Конечно, и выпускные концерты в Большом театре, что по традиции проходят в конце мая, мы посвятим великому хореографу.


Фото на анонсе: Алексей Бражников


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть