Кто возьмет билетов пачку

Кирилл КРОК, директор Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова

15.02.2018

Недавнее выступление Анны Нетребко в Концертном зале имени Чайковского, после которого оперная певица возмутилась стоимостью билетов, — очередное напоминание о старой как мир проблеме спекулянтов.

Официальная стоимость билетов на концерт певицы доходила до 10 тысяч рублей, тогда как перекупщики просили за них 150 тысяч. И зрители брали. Куда им деваться? Те, кто беднее, остались за бортом. Возмущение Нетребко легко понять: она все-таки артист национального масштаба и дарования, а не исполнитель, призванный развлекать лишь богатых.

Серьезный ущерб наносится и театрам. Перекупщики изощряются кто во что горазд и все время придумывают новые ловушки, чтобы обмануть людей. Работают, скажем, сайты-двойники, где билеты стоят в несколько раз дороже, чем в кассах. Сегодня почти у каждого ведущего театра Москвы есть псевдостраница. Порой они даже выглядят более красочно, чем оригиналы, и неопытный зритель вряд ли найдет отличия. В день открытия предварительной продажи в Театре имени Вахтангова спекулянты стараются взять лучшие места, а уже вскоре билеты появляются на различных сайтах, где цена в два или даже три раза выше официальной: к примеру, на спектакль Римаса Туминаса «Царь Эдип» самый дорогой стоил около десяти тысяч, а на черном рынке его цена доходит до двадцати.

Из-за этой ситуации многие ведущие театры вынуждены время от времени повышать официальную стоимость билетов, чтобы отсечь спекулянтов, но это снова бьет по карману нашего зрителя. Я как директор государственного учреждения прекрасно понимаю, что не имею права вступать в ценовую конкуренцию с перекупщиками, иначе просто лишу возможности людей культуры, зрителей со средним достатком посещать театр. Мы оказываемся заложниками нечистых на руку дельцов, но мошенники — в тени, а люди искусства — на свету, ни от кого не прячутся. Все шишки в итоге достанутся тем, кто наряду с обычными зрителями является жертвой спекулянтов.

К сожалению, люди, по неведению переплатившие за спектакль, не будут разбираться, кто виноват в ситуации. Останется обида, и в следующий раз человек задумается, а стоит ли вообще идти в театр.

Сегодня деятели культуры, к сожалению, вынуждены вести скрытую войну со спекулянтами. Замечу, что это абсолютно теневой бизнес: персонажи, которые им занимаются, не вкладывают в театральный продукт ни своих интеллектуальных способностей, ни финансовых и административных ресурсов. Более того, они не платят налогов. А вот доходы исчисляются даже не тысячами, а миллионами рублей. При этом мы не обладаем административными рычагами. Вообще-то наша прямая обязанность — ставить хорошие, качественные спектакли, а не бороться с жуликами. Для этого существуют другие организации.

Давно был разработан важный и полезный закон, главная цель которого — пресечь махинации с театральными, музейными и концертными билетами: в документе, скажем, был прописан пункт, позволяющий Роскомнадзору в досудебном порядке блокировать сайты-двойники.

Проект закона предусматривает жесткую систему возвратов билетов в кассы театров. Сегодня перекупщики в случае нереализации части мест могут просто сдать их. Необходимо законодательно закрепить возможность возвращать билеты только в случае отмены или переноса спектакля. Есть и второй вариант: театр может брать их на реализацию и в случае продажи возвращать деньги.

В документе, о котором идет речь, прописаны серьезные штрафные санкции как для физических лиц, которые заклеивают цены и продают билеты с рук, так и для юридических. Сейчас спекуляция как таковая уголовно ненаказуема, а следовательно, мы даже не можем привлечь полицию, если видим, что возле театра разгуливает спекулянт и пытается продать билеты. Думаю, принятие закона очень сильно ударит по теневому рынку перекупщиков, а главное, у нас появятся административные рычаги, позволяющие оградить зрителя от недобросовестных посредников.

Честно говоря, мы, театральное сообщество, устали вести эту войну в одиночку. Наша задача — заниматься искусством, на большее мы не претендуем, роли церберов не хотим. История с Анной Нетребко — серьезный сигнал. Сегодня возмутилась она, завтра подобные реплики могут прозвучать и из других уст. Всякому терпению есть предел.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции