Забава для Барина

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ, председатель редакционной коллегии

15.02.2018

«Лучше собаки могут быть только две собаки, особенно если вторую заводишь в канун одноименного года», — решили мы с мужем, и в доме у нас на днях появился щенок, пушистая девочка, привезенная из Петербурга, подружка для нашего Барина.

Именно так мне хотелось бы начать рассказ про нового члена семьи, однако идиллические сюжеты не вызывают доверия у читателей. И это правильно. Во-первых, если встречать каждый знак китайского гороскопа с подобающим питомцем, через год придется заводить свинку, затем — позволить плодиться мышам; вдали угрожающе маячат быки и тигры, а о том, кого мы понесем с птичьего рынка в год Дракона, лучше даже не думать.

Во-вторых, бобики, равно как бэбики, редко бывают запланированными. Твоя собака посылается свыше, находит тебя сама — вне зависимости от того, готов ли ты к такому шагу. Властно предъявляя права на хозяйское сердце, время и кошелек. Если, конечно, это — твоя собака.

Переехав из Москвы за город, я практически сразу заговорила о необходимости обеспечить Барину компанию. Прежде, в столичном лесопарке, у него были свои «Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта», а тут, где можно пройти по полям, по лесам десяток-другой километров, не встретив ни людей, ни соплеменников, молодой общительный пес заскучал. «Какие нежности», — пренебрежительно откликнутся сетевые тролли, и, хоть диалога они не стоят, отвечу: нежность и к людям, и к зверям — вещь прекрасная, но в данном случае речь идет просто об ответственном отношении. Психическое здоровье питомца — прямая компетенция хозяина. Когда твой «малыш», он же зайчик, он же слоник, весит 80 кг, этот вопрос выходит на первый план. Возможность собаки выкладываться физически и эмоционально — залог порядка в доме и безопасности окружающих.

Тем не менее мы всячески отодвигали точку принятия решения. Добавочное счастье постучалось в двери, как и положено, вдруг. Приехала знакомиться с Барином президент национального породного клуба, признанный специалист и преданный энтузиаст Елена Головина, за разговором показала фотографию в айфоне, и судьба будущей Забавы была определена.

Барин и Забава принадлежат к одной славной породе, они — московские сторожевые. Шедевр отечественного разведения, попавший «под санкции» еще в 90-х: «москвичи» не признаны Международной кинологической федерацией. При этом пометы из хороших питомников в прямом смысле слова разлетаются по миру — спрос на рыже-белых «медвежат» высок и в Европе, и за океаном. Сетовать на западную несправедливость бессмысленно (в этом случае, как и в любом другом), надо действовать. Кстати, 21 февраля в Российской кинологической федерации на Гостиничной улице открывается выставка, посвященная московским сторожевым. Ведь замечательного — надежного, уравновешенного, морозоустойчивого — «караульщика» выводили в военном питомнике по заказу Минобороны СССР.

Имя Забава получила исходя из двух принципов: исконно русское плюс — в соответствии с домашней «миссией». Как Барин вырос вальяжным, разборчивым в еде и аристократически чувствительным, так Забава в три с половиной месяца регулярно исполняет: «Свободу, свободу, мне дайте свободу!», таскает хозяйские тапочки, прокладывает тоннели в февральских сугробах, гоняется за собственным хвостом и басовитым тявканьем сопровождает всякую инициативу старшего товарища. Пока это не масштабная личность уровня Барина, а обычный щенок с вытекающими из него (буквально) последствиями. В доме стало гораздо больше хлопот, но вместе с тем — радости и умиления. Лучше собаки могут быть только две собаки — уж это мы теперь точно знаем.

Барин — лицо медийное. (Вот интересно: можно ли сказать «медийная морда»? И всегда ли это будет относиться к собакам?..) Он появлялся на страницах «Культуры», в моей недавней книжке, и первый в «собачьем» году номер журнала «Друг» украшен его фотографией. Рада, что в интервью «Другу» удалось акцентировать главное: московская сторожевая — наше безусловное национальное достояние. А в поздравлении коллегам и читателям мне захотелось сказать: «Мы — счастливые люди. Для нас каждый год — да что там, каждый день — является годом и днем любимой собаки. Собака — это повод, закончив дела, радостно спешить домой. Пусть он будет у вас не единственным. Но все-таки — пусть обязательно будет».

Любите собак, и наступающий год ответит вам взаимностью!


Не Барон, а берн

У меня в семье собаки были всегда. Когда я родилась, у родителей был белоснежный шпиц. Мама ополаскивала его водой с синькой, чтобы шерсть стала кипенно-белой. Кстати, у нас это был единственный злой пес.

Мои дети не просят купить собаку — она у них и так есть. Это швейцарская горная овчарка красивого окраса «триколор». Когда мы купили первого щенка этой породы, то сначала учились произносить название — бернский зенненхунд. Статная красавица с широкой белоснежной грудью, прекрасными каштановыми лапами, волнистой черной шерстью. На вопрос, много ли в доме волос, я отвечаю: «Не много. Очень много».

Впервые я встретила берна в те времена, когда в СССР не было ничего «заграничного». Вдруг в Сергиевом Посаде (тогда Загорске) увидела машину с иностранными номерами, а рядом сидел пес необыкновенной красоты. Тогда и появилась мечта завести такого же.

Зенненхунды — компаньоны, помощники, Эти собаки настроены на жизнь рядом с человеком, поэтому в них нет агрессии: не брешут по пустякам, никогда не затевают склоки на площадке, постараются уйти от конфликта. Мою красотку достаточно похвалить, и она мгновенно «накрасит реснички», примет позу «ну любите меня, такую прекрасную».

Двухлетняя Черри — четвертый мой зенненхунд. Она очень добродушная, ласковая, редкой стабильности берн. Когда к ней однажды в 6 утра со словами «какая красивая» бросилась на вокзале неопрятная женщина, вся очередь проснулась и закричала: «Не подходите к собаке». На прогулке я часто прохожу мимо детской площадки. Иногда дети окликают: «Барон, Барон», потому что такая собака снималась в фильме «Счастливы вместе». Желающим разрешаю погладить роскошную шерсть.

Бернов часто используют при канистерапии — лечении и реабилитации детей с очень трудными заболеваниями, ограниченными возможностями. И иногда результаты после общения с бернскими зенненхундами бывают просто удивительными.

Татьяна Макарова, руководитель отдела редактуры, проверки и корректуры


«Системный» зверь

«Собака системы такса» — именно так обозвал мою первую рыжую гладкошерстную таксу сосед по даче. После того, как она доказала свою системность, не жестоко, но ощутимо тяпнув его. Для этого ей достаточно было лишь немного подпрыгнуть. Остальное сделала таксо-горизонталь, легко превращающаяся в таксо-вертикаль. Причина вразумления была, с позиции питомца, весома: сосед пришел за глаза подтрунить над ее хозяином в его же доме. В этом смысле таксы способны на поступок: рост, вес и количество ног обидчика или «угрожателя» его домашним не имеет значения. Причем, что характерно, и до, и после происшествия к этому (как и любому другому) соседу животное относилось ровно, без агрессии. Поворчит немного для порядка на пришедшего да и уляжется на своем месте.

«Какая лапочка» и прочие нежности здесь не по адресу: поглаживания, если они не хозяйские, собаки этой породы в лучшем случае — терпят. Правильная (то есть не порченная в квартирном питомнике и правильно воспитанная) такса — зверь вполне серьезный, не сентиментальный. Хотя и своенравный, и, что называется, с характером, «Сосиска на ножках», «пододеяльная собака», ослиное упрямство — это все о ней. Не притрагиваться сутки и больше (пока у вас нервы не сдадут) к блюду, которое ей вдруг стало не по вкусу, и, дрожа всем телом, жадно поедать банан, но исключительно в лифте, по дороге на прогулку — и это все тоже о ней. Безрассудная смелость в собачьих дрязгах и феноменальная трусость недотроги при простой стрижке когтей, преданность до самозабвения и обидчивость: таких «таксизмов» каждый владелец этих собак назовет вам множество. Но при этом они не будут идентичными. Здесь, как у людей, — сколько такс, столько и характеров!

Андрей Самохин, редактор отдела науки и религии


Ох уж эта Тася!

Минимум хлопот и максимум радости — это моя любимая кроличья миниатюрная такса Тася. Выведена как охотничья норная собака, но, на мой взгляд, прекрасная для домашнего содержания порода. Общительна, доброжелательна, любит, чтобы хвалили и гладили. На вопрос, не кусается ли, обычно отвечаю: «не укусит, но залижет до смерти». Обязательный вечерний ритуал — встретить с работы, забраться на руки и самозабвенно «целоваться».

Не агрессивна, но знает себе цену и на площадке часто ведет себя этаким дворовым главарем. «Серьезные» собаки обычно с ней не спорят. На ее счету пара «наказанных» псов, один раз не поделила веточку с ротвейлером и «броском кобры» вцепилась ему в бок. Я в ужасе приготовилась к тому, что сейчас лишусь собаки, но, на удивление, крупный пес уступил. Тася всегда добивается своего исключительным обаянием, она красавица и умница: прекрасно понимает речь, интонации, взгляды, отлично знает, кем можно манипулировать (например, изобразить «голодный обморок» перед холодильником, когда на кухне бабушка. Кусок колбаски обеспечен!).

Природный навык рытья нор обычно сводится к поиску чего-нибудь «вкусненького» на улице. Полностью игнорируя собственное аристократическое происхождение, как заурядная дворняга, обнюхивает все помойки. А недавно, после снегопада привела в восторг автолюбителей нашего двора: увидев, как они откапывают из сугробов свои машины, пристроилась рядом и быстро-быстро начала разгребать снег. Помощница!

Есть у Таси две любимые игрушки: плюшевую крысу подстерегает, ловит, таскает за собой, нападает и грызет (вот реализация охотничьего инстинкта!). А резинового ежика воспринимает как своего щенка. Только он пискнет, начинает его обнимать, вылизывать, утаскивает куда-нибудь прятать. Я, конечно, этим «бездушно» пользуюсь, отнимаю ежа, а бедная моя Тася считает, что «ребенка» обижают, прыгает на меня, спасает «дитя». Такие забавные моменты общения...

Ирина Шевченко, секретарь редакции