Показали класс

Елена ФЕДОРЕНКО, Санкт-Петербург

15.02.2018

Михайловский театр отпраздновал 85-летие своей балетной труппы.

Театр на площади Искусств Санкт-Петербурга открыл год юбилеев. 185 лет назад роскошное здание возвели по проекту Александра Брюллова согласно указу Николая I: зал встречал мировых кумиров и царских особ. Ровно век назад в «гастрольном дворце» создали собственную оперную труппу. Пятнадцатью годами позже ныне легендарный, а тогда задорный и веселый Федор Лопухов — тот самый, чей «Светлый ручей» (рожденный именно здесь) спровоцировал разгромную статью в «Правде», — основал балетный коллектив. Этой дате и посвятили гала. Речей не произносили, подарков не принимали. Танцевали звезды — хозяева и их друзья из Большого и Мариинского, «Ла Скала» и «Ковент-Гарден». Спешащие зрители впервые увидели распахнутый накануне отреставрированный строгий фасад с лаконичным лепным декором. За ним величественный зал с апельсиновыми креслами и старинный итальянской работы живописный плафон, их восстановили раньше, без отрыва от производства, длительный ремонт проводился в период отпусков и выходных.

Празднику предшествовала радостная новость: главный балетмейстер Михаил Мессерер, уже было попрощавшийся с родной труппой, остался, и к привычной его должности добавилась еще одна — художественный руководитель балета. Потомку славной артистической династии удалось в рекордно короткие сроки вывести театр на мировой уровень, привить кордебалету единый исполнительский стиль, воспитать отличных солистов. Мессерер воскресил утомленные критикой советские спектакли, и они на поверку новых поколений оказались хореографическими шедеврами с подзабытым романтическим оптимизмом и победительной энергией.

«Класс-концерт» Михайловской труппы, показанный в первом отделении гала, преисполнен необузданного жизнелюбия и лихого азарта. Его поставил великий педагог, врачеватель балетных тел и душ Асаф Мессерер, а восстановил — его племянник Михаил Мессерер. 40-минутный спектакль из числа тех, что принято называть бессюжетными, смотрится с интригующим напряжением и благоговейным восторгом. Не оторваться, как от увлекательного романа. Фабула — мир закулисья с загадкой превращения несмышленышей, за которых профессию выбрали родители, в грациозных прим и благородных премьеров. Каждый — заложник ежедневного балетного экзерсиса, жители и пленники вселенной, где дамы балансируют на кончиках пальцев, а кавалеры летают над подмостками. Мир этот более полутора столетий мифологизировали хореографы: Бурнонвиль и Ландер, Лопухов и Якобсон, Бежар и Ноймайер, Владимир Васильев, Вячеслав Самодуров и совсем недавно Александр Экман.

Экспозиция «Класс-концерта» — робкие и старательные упражнения малышей-первоклашек, финал — парад головокружительных па, радуга индивидуальностей. В аттракционе виртуозных пируэтов и прыжков, изысканных заносок и лихих батманов, лирических адажио и отчаянных поддержек лидировали Анжелина Воронцова, Анастасия Соболева, Светлана Бедненко, Виктор Лебедев, Леонид Сарафанов.

С легкой руки Мессерера-младшего осваивали «Класс-концерт» разные труппы, хотя не все смогли удержать его в репертуаре. Композиция сложна не только технически, но и по градусу эмоционального накала. К тому же в ней заняты два десятка учеников балетной школы. В Михайловском они — не из Вагановки, что находится в шаговой доступности, а из Москвы: юный десант прибыл из столичной академии, которую ее выпускник 1968 года Михаил Мессерер считает лучшей в мире. Решение кому-то покажется спорным, другим — логичным: спектакль — московский по непокорному духу и истории рождения. Свой «Класс-концерт», быстро ставший гастрольным хитом, Асаф Михайлович ставил дважды: для питомцев балетной школы Первопрестольной (1959) и звезд Большого театра (1961). Нынешние воспитанники МГАХ не подвели, блеснули хорошей выучкой, танцевальной и актерской. Замечательны их трогательные зарисовки: мальчишки сосредоточенно поливают из лейки пол, чтобы не скользили туфли, в короткие перерывы беззаботно шалят девчонки, стайка учеников завороженно следит за раскованными движениями старших, словно пытаясь разгадать секреты их мастерства и завидной пластической свободы.

Кураж первого отделения остудило акварельное рождественское волшебство из балета «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева с хореографией Ростислава Захарова с прекрасной и нежной незнакомкой (Анжелина Воронцова) и восторженным Принцем (Иван Зайцев). Романтический дуэт влюбленных сменило соло солистки Большого театра Марии Виноградовой, исполнившей Русский танец из «Лебединого озера» в хореографии Юрия Григоровича. Анастасия Соболева, женственная и трепетная балерина чистых графических линий, и набирающий премьерскую бравурность Виктор Лебедев проявили храбрость, выбрав заковыристое па-де-де Джорджа Баланчина на музыку Петра Чайковского. Есть в молодых артистах нечто исчезающее — аристократическая порода и исполнительская культура.

Обожгли огневым темпераментом и бешеным драйвом москвичи — Екатерина Крысанова и Игорь Цвирко. Сияющий танец и раскрепощенный стиль, бесшабашный ураган и революционный фанатизм — в па-де-де из балета «Пламя Парижа» Бориса Асафьева и Василия Вайнонена. Прыжки Филиппа молниями перекрывали сценическое пространство, а уверенные ножки Жанны выводили прыткие трели.

Дуэт представителей двух городов: петербурженки Виктории Терешкиной и москвича Артема Овчаренко сложился спонтанно, и тайна фантомных отношений персонажей гранд па Даниэля Обера и Виктора Гзовского, давно открытая замечательным артистам с иными партнерами, в этом тандеме публике не далась. Сверхточная и изумительно подходящая к этому шедевру балерина обидно ошибалась, кавалера тоже было непросто узнать — слишком замкнут и напряжен.

Магический дар Ольги Смирновой — выпускницы Вагановской академии, сразу упорхнувшей в Большой, и страстность элегантного Дениса Родькина в полной мере проявились в «черном» дуэте из «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера на музыку Фредерика Шопена. Разыграли сюжет с трагической виной, какую не искупить, и прощанием накануне фатального исхода.

Привет из недавнего прошлого театра — фрагмент из «Спящей красавицы» в постановке Начо Дуато. Испанский хореограф в годы работы в Михайловском был обуреваем познанием русской души. Вычлененное из путаного и нелогичного спектакля па-де-де оказалось на удивление милым. И было видно, как приятно его танцевать безупречному Леониду Сарафанову — первому и лучшему Дезире этой версии — и его элегантной и хрупкой Авроре — Олесе Новиковой, представлявшей Мариинку.

Ученик Михаила Мессерера (а их у замечательного педагога немало), один из лучших танцовщиков мира итальянец Роберто Болле с примой «Ковент-Гарден» Мелиссой Гамильтон показали дуэт, сочиненный Мауро Бигонцетти на музыку Клаудио Монтеверди из балета «Караваджо». Случилось чудо — ожили образы с полотен великого живописца: мадонны, мученики, святые, музыканты. Переплелись библейские сюжеты и буколические мотивы, жертвенность и искупление, игра света и теней, отрешенность и пугающая искренность. Никаких прыжков и трюков, мимических хлопот и суеты жестов, только танец-медитация, гармония барельефных поз, томная и неосознанная чувственность.

Встряхнул зал грустноватый и раздобревший Иван Васильев, но его настроение никак не повлияло на публику, готовую ликовать от трюков своего избранника в традиционном па-де-де из «Дон Кихота». Отечественные балетоманы своих героев любят преданно. Прелестная лукавая и обаятельная Китри (Анжелина Воронцова) передавала все порывы хорошо известной музыки Людвига Минкуса, тем более что оркестр под управлением маэстро Павла Сорокина был в ударе и поддерживал атмосферу праздничного вечера. Нарядные зрители оживленно аплодировали, не торопясь покидать зал. 

Год торжеств только начался, и худрук труппы планирует подготовку амбициозного концерта из отрывков и даже целых спектаклей, когда-то украшавших афишу театра на площади Искусств, не раз менявшего свое название. «Много балетов незаслуженно забыты, — считает Мессерер, — среди них «Арлекинада» в версии Федора Лопухова, «Привал кавалерии» в прочтении Петра Гусева, «Сольвейг» Леонида Якобсона, «Барышня и хулиган» Константина Боярского, «Ярославна» Олега Виноградова и Юрия Любимова, «Антоний и Клеопатра» Игоря Чернышева, «Принцесса Луны» Николая Боярчикова, «Конек-Горбунок» Игоря Бельского. Историю знать необходимо, и советский репертуар открывает артистам немало возможностей».


Фото на анонсе: Стас Левшин