И он — не последний «Герой»

Денис БОЧАРОВ

14.09.2017

Тридцать лет назад вышел знаковый альбом в истории отечественного рока — «Герой асфальта». Согласно опросу, проведенному несколько лет назад фирмой «Мелодия», третий студийник группы «Ария» уверенно лидирует в рейтинге предпочтений слушателей. Собеседник «Культуры» — бас-гитарист, бэк-вокалист и автор самых известных песен коллектива Виталий ДУБИНИН. 

   

культура: Какие остались воспоминания о работе над пластинкой?
Дубинин: Это был первый альбом «Арии» с моим участием. Я пришел в группу в самом начале 1987-го и сразу, что называется, с места в карьер, приступил к работе над материалом — как над старыми вещами (в частности, у Володи Холстинина на тот момент была готова композиция «1100», а Сергей Маврин предложил наброски того, что впоследствии вылилось в трек «Дай руку мне»), так и над новыми.

В феврале того же года мы начали вовсю «обкатывать» песни из свежей программы на концертах. Последним произведением из тех, что в итоге попали на пластинку, стала небезызвестная композиция «Улица роз». Все прошло достаточно быстро и безболезненно — на запись потратили где-то около месяца, а сведение и вовсе заняло полтора дня.

культура: Было у вас ощущение, что альбом станет настоящим явлением? Ведь до сих пор, если говорить об отечественном хард-роке, с «Героем асфальта», по качеству музыкально-лирического материала мало что может сравниться.
Дубинин: Нет, того успеха, что выпал на долю релиза, мы не предвидели. Более того, за год до «Героя...» у «Арии» вышел, на мой взгляд, прекрасный диск «С кем ты?». Сегодня в нем можно найти какие-то огрехи, но на тот момент запись казалась чуть ли не верхом совершенства, по крайней мере, с технической точки зрения. Так что мысли, будто мы творим некую супер-пупер бомбу, не возникало.

Сомнения относительно того, что альбом по-настоящему выстрелит, были у всех. От сердца отлегло лишь тогда, когда в ходе гастролей мы услышали, что новый материал звучит буквально из каждого ларька. До нас дошло: народу нравится. Ну а потом понеслось: первое место в хит-параде «Московского комсомольца», аншлаговые выступления по стране. Видимо, как бы банально ни прозвучало, мы оказались в нужное время в нужном месте.

А вообще, формулы успеха не существует. Одно лишь качество музыкального материала не может гарантировать народной любви и высокого уровня продаж. Так что по большому счету феномен «Героя асфальта» для меня по сей день остается загадкой.

культура: Как вышло, что в один прекрасный момент Виталий Дубинин стал в коллективе главным поставщиком хитов?
Дубинин: Не совсем соглашусь. Другие музыканты тоже создавали новые композиции. Я же начал заниматься осознанным сочинительством именно в «Арии». До этого у меня было несколько вещей, но они толком не записаны, да и по большому счету никуда не пошли.

Наверное, к «арийскому» этапу я подошел полностью ментально и творчески подготовленным. Четко осознал: музыка для меня — не столько способ заработка, сколько смысл жизни. Чуть ли не каждый день в голове рождались мелодии, некие причудливые образы. Не последнюю роль сыграло и то обстоятельство, что Холстинин и Кипелов с энтузиазмом принимали мои начинания — конечно, меня это вдохновляло, стимулировало и поддерживало. Так постепенно получил мелодическую составляющую на откуп. Но мелодия и гармония — это еще не песня. Над аранжировками, структурой, фактурой и прочими «вкусностями» мы работаем все вместе.

культура: Вы уже не первый год активно сотрудничаете с симфоническими оркестрами. В чем, на Ваш взгляд, состоит «изюминка» такого рода симбиозов? Ведь «Ария» — не единственный проект в истории популярной музыки, с успехом «академизировавший» собственное звучание при помощи струнных и духовых...
Дубинин: Мне кажется, року изначально присущ романтизм, по умолчанию подразумевающий и определенный симфонизм. Я, конечно, не взял бы на себя ответственность утверждать, что мы, дескать, все из себя такие крутые, пишем какую-то особую музыку. Однако Кирилл Уманский, аранжировщик, сотрудничающий с нами не первый год, полагает, что многие композиции «Арии» обладают серьезным симфоническим потенциалом. Оркестровое сопровождение по определению обогащает композицию, делает ее более насыщенной и осмысленной.

Не берусь прогнозировать, что отныне мы всегда будем прибегать к помощи больших оркестров, но, судя по реакции аудитории, равно как и по нашим собственным ощущениям, опыт оказался весьма удачным. Вообще, снабдить академической «серьезностью» можно любую музыку, главное, чтобы это было оправданно и воспринималось не натужно.

Есть еще один немаловажный момент. Человеку, который состряпал песню карандашом на коленке, всегда любопытно, как она прозвучит в исполнении людей с классическим образованием.

культура: Когда сможем оценить новый альбом группы «Ария»?
Дубинин: Работаем над ним. Основная музыкальная часть уже почти готова, более того, шесть песен даже записаны в студии. Однако сейчас находимся в положении stand-by, ждем финальных лирических штрихов. Поскольку сами мы текстов не пишем, то в известной мере зависим от приглашенных авторов. Большинство из них в последнее время были заняты, однако вроде постепенно освобождаются. Сами понимаете, подгонять лирическую музу — дело неблагодарное, иначе может пострадать качество. Так что подождем. И тем не менее надеюсь, что примерно через год новый студийный продукт «Арии» увидит свет.

культура: Существует ли в коллективе внутренний ценз при отборе лирики? Предъявляете ли авторам какие-то особые требования?
Дубинин: Довольно часто при написании музыки мы представляем, на какую текстовую основу она должна быть нанизана. Многие наши соавторы — Маргарита Пушкина, Александр Елин, Игорь Лобанов и некоторые другие сотрудничают с нами не первый день и приблизительно понимают, чего мы от них ждем.

Трения, конечно, порой возникают. Мы довольно взыскательны и щепетильны в отношении лирики. Иногда отвергаем несколько вариантов, пока не получим тот, который бы нас абсолютно удовлетворял.   

культура: Жанр, в котором вы работаете, как правило, апеллирует либо к прошлому, историческому, либо сказочно-фэнтезийному, либо футуристическому, неизведанному. Крайне редко бывает, чтобы хеви-метал-коллективы в лирике своей уделяли пристальное внимание современности. Почему так получилось?
Дубинин: Наверное, это определенная специфика направления. Я понимаю, о чем вы говорите. Корифея хард-энд-хеви-вокала Ронни Джеймса Дио порой упрекали в излишней сосредоточенности на драконах, замках, эльфах, волшебниках и всем в этом духе. Но, знаете, мне кажется, никаких правил и законов здесь нет. Можно петь о чем угодно — главное, чтобы это было талантливо. Если появится текст про возвращение Крыма в Россию или про героическую оборону Севастополя, думаю, подобная тема с успехом прозвучит и получит живой отклик. А в каком именно обрамлении (хард-роковом или эстрадном) она будет подана — не столь важно.