И неба было мало, и земли

Михаил БУДАРАГИН, шеф-редактор газеты «Культура»

18.07.2017

«И шо я в тебя сразу стал такой влюбленный?» — спрашивал персонаж комедии «Свадьба в Малиновке», той самой, где герои вечно «на грани грандиозного шухера», а пулемет уже выменяли на шаровары. Фильм Андрея Тутышкина был простым, но эстетически безупречным: новая власть являлась на хутор, чтобы вакханалию пьянства, дикости, швыряния деньгами прекратить раз и навсегда, чтобы мог воскликнуть герой известного стихотворения: «Ответь, Александровск, и, Харьков, ответь: давно ль по-испански вы начали петь». А Попандопуло в драных штанах пусть сгинет вместе со своей кривой ухмылочкой немытого селюка.

Не прошло и века, а огромная Россия сошлась и топчется на южном (на этот раз — кубанском) пятачке, обсуждая бракосочетание Софьи Хахалевой и Вадима Бадалова. Невеста — дочь судьи Краснодарского краевого суда, жених — заместитель руководителя следственного отдела по Западному округу Краснодара. Симпатичные молодые люди. Приятные. Свадьба обошлась семьям в баснословную сумму, прилетели «звезды» «первой величины» (простите, что все в кавычках, но как иначе) Николай Басков, Валерий Меладзе, Сосо Павлиашвили, Иосиф Кобзон. Гуляли с размахом.

В общем, страна спорит о деньгах. Два миллиона долларов — много ли? Мало? В самый раз? С одной стороны — СМИ и блогеры, которые возмущены «пиром во время чумы» (красивая метафора, конечно, грех не воспользоваться), с другой — артисты и родители, призывающие всех убрать руки прочь. Мол, празднуем, как хотим, у нас «папа предприниматель», у нас мама нажила непосильным трудом. В МВД разводят руками: это же судьи, не наша ветвь власти. Николай Басков, отлично бы смотревшийся в массовке «Свадьбы в Малиновке», заявляет: «Я был подарком от друзей».

Пока накал не стихает, но влюбленность Родины в семью Хахалевых пройдет, как чувство Попандопуло, завтра Дональд Трамп что-нибудь изобразит, и все забудется. Память у медиа, что душа у канарейки — крохотная и трепетная.

К сожалению, главного во всей этой кутерьме сказано не было. Свадьба — не порок, и бракосочетание, на которое потрачено «много денег», тоже. Каждый отмечает, как умеет: у одних — живой Николай Басков, у бедных соседей — фонограмма. У одних столы ломятся от устриц, у других — от салата из крабовых палочек за 47 рублей: если падать лицом, то в устрицы больнее. То есть «вы берите по чину» — такова претензия к судье из Краснодара, и это — плохой заход, потому что в ответ она скажет: «А я буду брать не по чину, и что вы сделаете?» Ничего. Побухтите до следующего информповода.

На самом деле кубанское торжество могло бы стать отличным перформансом, настоящим современным искусством, фокусом с последующим разоблачением. Смотрите, мы, благодаря медиа, привлекли ваше внимание к чудовищной безвкусице однообразных «женитьб», а теперь честно скажем: пожалуйста, никогда так не делайте, не повторяйте наших ошибок. Мы — люди чести, профессионального долга, приличий, неужели вы и впрямь подумали, что мы можем жировать внаглую?

Так могли бы заявить под камеры жених или невеста, если бы им кто-то вообще разрешил открыть рты. Они бы сидели, взявшись за руки, обычные парень и девушка, решившие устроить небольшой мастер-класс по правильному отношению к реальности. «Ребята, — сказали бы они, — это все такая чушь, такая дикость, мы эти миллионы отдали в детский дом, хоспис, на борьбу с раком. Спасибо, что встрепенулись, давайте уже заканчивайте все эти ваши «дорого-богато», будем жить по-человечески».

Нет, конечно. Молодоженам родители слова не давали. Мать, вращая глазами, утверждает, что теперь «осуществляется давление на судью», и все должны замолчать. Не знаю, кто написал ей эти слова, но придумать что-то более смешное и глупое при всем желании невозможно.

Все очень серьезно. У критиков — осуждение на пол-лица: ложечки дорогие. У поклонников — гневный окрик: «Вы что, хотите отнять и поделить?» Строго говоря, нет. Не хотим делить. Хотим, чтобы вас не было. И «Свадьба в Малиновке» — как раз о том, что рано или поздно наступает не социальный, но мировоззренческий кризис, и развесистая китчуха вызывает желание взяться за наган. Да так, чтобы небо с овчинку не показалось. Многим ведь все равно, в какое корыто уткнулись те, кто гуляет до утра: пусть оно обито бархатом — какая разница.

А я все смотрел зачем-то видео с памятной свадьбы и искал лица Софьи и Вадима (о них говорят — «дочь судьи» и «жених», но это люди со своими именами), чтобы увидеть невозможную тоску от всего происходящего и желание провалиться сквозь землю. И что-то такое было. Хоть на секунду.

Свадьба в Малиновке слишком часто заканчивается одним и тем же. Появляется бог из машины, командир Назар Васильевич Дума. Его приход можно не только отсрочить, но и предотвратить. Для этого придется снять дорогие шторы, выгнать взашей живые и плохо поющие «подарки», перестать орать «Горько!» и попытаться — через боль и мучение — жить иначе. Без гулянок на 700 персон, без аляповатых тостов, чудовищных блестящих платьев и сцены с экраном. Это не трудно. Стоит попробовать.