Алексей Учитель: «Ничего оскорбительного по отношению к царской семье в нашей картине нет»

Ксения ПОЗДНЯКОВА

15.06.2017

Новый фильм Алексея Учителя называют одной из самых ожидаемых лент 2017 года. Задолго до выхода в прокат история любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской всколыхнула общественность, вызвав бурные дискуссии на телевидении и в СМИ. Прозвучала эта тема и в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным». За несколько дней до этого на пресс-конференции, прошедшей в ТАСС, создатели картины ответили на вопросы журналистов, представили новый трейлер и озвучили точную дату премьеры. С режиссером поговорила обозреватель «Культуры». 

культура: Прокат «Матильды» начнется только в октябре, но уже сегодня Ваша картина спровоцировала бурные обсуждения...
Учитель: Да, действительно, происходит удивительная и абсолютно неожиданная для меня и для моих коллег история. Приходится отвечать на претензии в адрес ленты, которую еще никто не видел. Таких случаев, как наш, я не припомню. Конечно, любое произведение искусства, будь то фильм или спектакль, может вызывать критику, но для начала его нужно посмотреть.

культура: На пресс-конференции Вы сказали, что для Вас было главным показать фигуру Николая II. Почему был выбран именно этот отрезок его биографии? Неужели романтические отношения с Матильдой Кшесинской стали столь судьбоносными в жизни последнего русского императора? 
Учитель: Мне кажется, в те четыре года, которые мы показываем, — от начала их любовной истории до коронации Николая II, — решалась, как ни странно, не только его судьба, но и будущее России. Сложись ситуация иначе, сегодня мы бы могли оказаться в совершенно другой стране. Мне было важно показать развитие их отношений и то, как будущий император пытался определить для себя правильный путь, по которому он должен идти. На мой взгляд, эта история позволит лучше понять Николая II как человека со своими эмоциями, страстями, а это и есть самое интересное. Ему пришлось выбирать между свободой, любовью, честью и долгом. Как мне кажется, в нашей картине это подано не пафосно, а по-человечески, что вызывает искреннее уважение к фигуре будущего императора. Кроме того, с моей точки зрения, да и не только моей, но и всех очевидцев тех событий, Николая II и Кшесинскую связывала страстная взаимная любовь, а такие сильные чувства не проходят бесследно.

культура: Вас упрекают в излишне вольной трактовке исторических событий и фактов биографии героев. На Ваш взгляд, можно ли подходить к художнику с критерием «было — не было», «похоже — не похоже»?
Учитель: Во-первых, повторюсь, чтобы упрекать, картину нужно сначала посмотреть. Могу сказать, что все основные исторические события показаны нами максимально достоверно. Безусловно, есть то, чего мы не можем знать. Например, как вели себя герои, когда оставались вдвоем. Это как раз та область, в которой допустим драматургически оправданный художественный вымысел. Конечно, ключевые факты искажать нельзя, а второстепенные вещи, которые могут создать более интересное художественное произведение, вполне могут быть предметом вольной трактовки авторов. Мне кажется, мы имеем на это полное право. Все-таки мы снимали не документальный фильм, а игровое кино с собственным сценарием. Однако ничего оскорбительного для зрителей, и тем более царской семьи, в картине не содержится.

культура: Критики ставят Вам в вину, что царь, причисленный к лику святых, показан недостаточно целомудренно, и это оскорбляет чувства верующих. Почему, на Ваш взгляд, подобных упреков не звучало в адрес создателей «Викинга», где равноапостольный князь Владимир показан как убийца и насильник?
Учитель: Я и сам не раз задавался таким вопросом, хотя к «Викингу» отношусь хорошо. У нас ведь всего-то история любви, да еще и взаимной. Знаете, что мне отвечали? В «Викинге» время иное. Конечно, звучит несколько наивно и даже смешно. На мой взгляд, именно так выглядят двойные стандарты. Что касается Николая II, то перед началом съемок я много консультировался как с историками, так и со служителями церкви, все сходятся во мнении, что так как царь причислен к лику святых как принявший мученическую смерть, то по всем канонам его жизнь может стать основой художественного произведения. Необходимо только, чтобы это было сделано уважительно. Так что мы имеем полное право представить свой взгляд на личность последнего русского царя. Более того, до нас его образ не раз появлялся и на экране, и в литературе.


культура: В одном из интервью Вы сказали: «Матильда Кшесинская могла бы управлять государством». Думаете, ей это было под силу?
Учитель: Это чисто умозрительное заключение. Хотя, конечно, она была очень талантливой женщиной. Умела держать удар, здраво оценивать ситуацию, обладала прекрасным чутьем на людей, знала их слабые места. Поэтому, мне кажется, она могла бы справиться со столь ответственной задачей. К тому же мы знаем, что в современном мире женщины все чаще выходят на ключевые позиции. 

культура: Чем Вас так привлекает тема балета? Ведь помимо «Матильды» у Вас есть фильм, посвященный «красной Жизели» — Ольге Спесивцевой.
Учитель: Это совершенно разные произведения. В тот момент, когда мне показалось, что «Матильда» может стать традиционным баойпиком о судьбе балерины, я предложил другую трактовку, и сценарий был кардинально изменен.

культура: После обрушившейся на Вас критики не жалеете, что взялись за эту историю?
Учитель: Нет, нисколько. Думаю, наше дело правое, и победа будет за нами. 

культура: Почему, на Ваш взгляд, культура из объединяющего фактора превратилась в разъединяющий?
Учитель: Я бы так не сказал. Дело, на мой взгляд, не в разобщенности людей, а в отдельных фигурах, которые не всегда верно оценивают ситуацию. Любое произведение искусства может и должно вызывать споры, но запрещать тот или иной фильм или спектакль, если он не противоречит законам нашего государства, я считаю, неправильно.

культура: Скандал — хорошая реклама? 
Учитель: Некоторые мои коллеги говорят, что мы специально проводим такую пиар-кампанию. Как бы это было хорошо, если бы не было так плохо. Вместо того, чтобы спокойно доделывать картину, мы вынуждены постоянно отвлекаться на какие-то совершенно посторонние вещи. Такой рекламы врагу не пожелаешь. Более того, о «Матильде» так много говорят, что у зрителей чисто психологически может создаться впечатление, что они уже все знают и смотреть фильм необязательно. Плюс, на мне и моих коллегах лежит дополнительная ответственность, потому что оценивать картину будут куда строже, чем любую другую. Очень надеюсь, что интерес к ленте, как к художественному произведению, а не череде скандалов, не пропадет.


Фото на анонсе: Сергей Бобылев/ТАСС