#этонеполитика

Михаил БУДАРАГИН, публицист

11.05.2017

За полтора года существования «Ельцин-центр», посвященный первому президенту страны, не сделал и попытки кого-либо с кем-то примирить. Теоретически этот спорный, но масштабный проект мог бы действительно стать этапной частью в объяснении преемственности отечественной истории. Были такие времена, пришли другие, но Россия всегда у нас одна. Нет, куда там. Вся экспозиция неизменно строится вокруг «золотых 90-х». 

Когда «Ельцин-центр» 6 мая получил премию конкурса EMYA («Европейский музей года») за «достижения, бросающие вызов общепринятому восприятию роли музеев», стоило бы прямо признаться: данная награда — политическая. Ничего особенно плохого нет, что тебя отметили за рубежом. Честно объясните, почему, — это только поспособствует объективности. Ведь нетрудно предположить, что случилось бы, если б вдруг в центре Екатеринбурга, в блестящем дорогом здании кто-нибудь мультимедийно поведал о том, как после перестройки в военных гарнизонах офицеры, давшие присягу исчезнувшей державе, собирали металлолом и шли от безысходности торговать чем попало. Или о том, как доктора наук выходили на «рынок труда», дабы перехватить работенку сторожа отданного нуворишам на разграбление завода. Этих подробностей нет. Как будто лишь расстрел Белого дома из танков омрачил в целом светлую эпоху. 

Режиссер Никита Михалков, еще в конце прошлого года заявивший, что в «Ельцин-центре» «ежедневно происходит инъекция разрушения национального самосознания людей», высказал точку зрения, которая распространена достаточно широко и очень многим представляется вполне убедительной. В каком-то смысле ответом музея и явилась премия, полученная формально «не за политику». Признать очевидное и перестать лукавить руководству учреждения показалось трудным. Да и множество комментариев в СМИ упирало на «мультимедийность» Центра: вот, смотрите, какие достижения, не хуже, чем в Лондоне или Париже. «...Не удивлен и реагирую на это точно так же, как если бы я узнал, что гражданин Советского Союза, какой-нибудь Коцюбайло, ставший полицаем, получил железный крест от вермахта», — эти слова Михалкова о премии ничуть не противоречат его позиции, и навалившиеся критики ставили себе в задачу заставить Никиту Сергеевича оправдываться именно за резкость.

Возможно, по форме сравнение нынешних европейцев с нацистами и впрямь жестковато (хотя художник имеет право на гиперболу), однако сути это не меняет. К сожалению, «Ельцин-центр» подключается к любимой на Западе игре в подмену понятий. «Мы вне политики» — дескать, лишь устраиваем экспозицию, никакой идеологии. Скажем, «Евровидение» — якобы далекий от мирских дел песенный конкурс — почему-то не отменено и не перенесено из-за недопуска российской участницы по хотению принимающей стороны. Между тем Юлия Самойлова, как говорят в Киеве, совершила страшное преступление, когда «спела в Крыму». В то же время даже самый никудышный артист, поддерживающий бойцов так называемой АТО, стал бы на украинском «Евровидении» желанным гостем. Лицемерие? Фарисейство? Все можно прикрыть волшебными словами «это не политика». Просто наша левая нога так хочет.

Подобных примеров — не счесть. Спорт, музыка, кино — теперь к списку прибавим и музеи.  

Что в сухом остатке? Одни наши соотечественники предлагают «ЕЦ» закрыть, другие требуют от него отвязаться: и первое, и второе — сделано, разумеется, не будет. На повестке все та же тема, никуда не исчезающая, вечная, как старая ноющая рана. Либо мы находим точки общественного примирения, либо постоянно воспроизводим логику гражданской войны. Вопрос не праздный, и объективное отношение к истории — необходимое условие для того, чтобы топор войны закопать. Пока же Борис Ельцин, весь в белом, спасает Россию-матушку не пойми от чего (не от себя ли?), и этому рукоплещут признанные мэтры музейного дела, мы так и остаемся у известной развилки.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции