Голос Вселенной в Приозерске

Татьяна ВОЕВОДИНА, предприниматель и публицист

16.03.2017

В городе Приозерске 10-летний мальчик из игрушечного автомата пулял в стекло джипа 54-летнего предпринимателя. Стекло то ли треснуло, то ли нет. Водитель развернулся, ударил по газам, настиг убегающего пацана и пнул бампером. Не сильно, но для сотрясения мозга хватило. Потом поставил очумевшего школяра на колени и вызвал полицию. Наряд принял соломоново решение: дядьку отпустил, мальца доставил родителям. И вот тут возник новый поворот. Мама с папой написали заяву, автомобилиста задержали. Его жена устроила истерику, а соседки сообщили сбежавшимся на сенсацию журналистам, что мужик этот вообще слегка того. 

Такая история. Заурядная довольно-таки. Подобными полнится интернет, телевизор и всякие издания, любимые населением. Слезинка ребенка, бездушный бизнесмен на джипе — все это привлекает, нравится. Иначе не припадали бы так жадно к экрану, когда там выясняют отношения разнузданные граждане обоего пола и пузырится жестоко-сентиментальное переперченное, пересоленное и одновременно переслащенное варево. СМИ все больше приучают нас жить в атмосфере городского жестокого романса столетней давности: вот рыдает в голос горничная, соблазненная извозчиком, вот дерутся вплоть до поножовщины фабричные в переулке, вот обобрали калеку-попрошайку...

Но в истории из Приозерска есть что-то, выбивающееся из общего ряда. Что-то не вполне обычное. Возможно, дело в том, что герои противостояния — не пьяные хулиганы, даже не ссорящиеся супруги, а взрослый и ребенок. Слишком уж велика дистанция между ними. По старорежимной мерке взрослый должен на этом самом джипе заблудившегося мальчонку домой подвезти, а он — наехал. В прямом смысле. Но и паренек — тот еще фрукт, согласитесь. 

Поразительно и пугающе повышается уровень агрессии всех против всех. Люди точно белены объелись. Война идет по нарастающей. Где прежде просто говорили, теперь орут, где ругались — бьют, где били — стреляют. Притом часто по самому ничтожному поводу, который затем и вспомнить не могут. Одного нашего сотрудника отлупили на дороге за то, что он... даже не подрезал, а якобы имел на то поползновение. Любовные, со смакованием подробностей рассказы о таких случаях в СМИ и интернете лишь способствуют этой дурной эскалации. Описание и показ в сетях либо эфире словно бы легитимизирует дурной поступок или преступление. Даже если твердят о недопустимости подобного поведения. 

Что касается злобного ора на всяких ток-шоу, то это вообще стало нормой. Порой и меня приглашают, но я отказываюсь в них участвовать, поскольку не умею обсуждать что-либо в режиме наезда. А другого формата ныне не предусмотрено. 

В чем причина такой всеобщей разнузданности? Вижу два слоя. Первый, более поверхностный — в настырном культивировании прав суверенной неповторимой личности, центра мироздания, самого важного и главного, кому никто и ничто не указ. Это раньше, в «совке», учили: нет прав без обязанностей, прежде всего — порядок и дисциплина, и вообще всяк сверчок знай свой шесток. Культивировалось чувство ранга, уважение к начальству, к старшим — просто потому, что они старшие. А потом все это было объявлено наследием ГУЛАГа, и теперь в сознании многих есть только неповторимый Я. А свободная личность без навыков самообладания и самоконтроля — общественно опасный разнузданный дикарь. Что мы и наблюдаем повседневно. 

Мало того, права сейчас завелись и у малолетних. Они с младых ногтей упражняются в роли пупа земли. Это в «совке» никаких прав не было, а была лишь обязанность учиться да слушаться отца с матерью и учителя. Нынче не те времена. Педагоги боятся лишнее замечание сделать, а родители зачастую детей элементарно не воспитывают: вдруг от твоего наставления чадо травмируется, у него понизится самооценка, и станет оно в будущем менее конкурентоспособным. Или того хуже: пожалуется куда-нибудь на попрание своих прав.

Такое уже было. Больше века назад Ключевский записал в дневнике: «Из всех толков о законности, о праве кр[естья]не и горожане вынесли только притязательное сознание своих «правов».

Свобода и права — не привилегия и приятность. Для пользования ими надо созреть и воспитаться. А воспитание должно начинаться с дисциплины и обязанностей. Это одна причина нарастания общей агрессии в обществе — социальная. 

Есть и другая. Повышается общая энергетика Вселенной. Прослеживают же некоторые исследователи связь солнечной активности с разгоранием войн и революций. Говорят, в такие времена даже годичные кольца на деревьях шире. Ну и люди, дети природы, тоже возбуждаются не на шутку, сам черт им не брат. Готовы сделать то, на что в обычном, спокойном состоянии никогда бы не решились. Совсем недавно всерьез рассуждали о применения ядерного оружия, сейчас, правда, приумолкли и, что называется, съехали с темы. И слава Богу. Но события на Украине и в других точках планеты свидетельствуют о том, что война перестала восприниматься как табуированный метод решения споров, а вот она — всегда под рукой.

Что в большом — то и в малом, что вверху — то и внизу, подмечают на Востоке. И происшествие в Приозерске — часть огромного вселенского процесса. Процесса великой разнузданности.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции