Татьяна Тарасова: «Каждый из учеников доверял мне свою судьбу»

10.02.2017

Дмитрий ЕФАНОВ

Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

13 февраля отметит 70-летний юбилей один из самых титулованных тренеров в истории спорта Татьяна Тарасова. Ее ученики побеждали на Олимпийских играх в трех из четырех дисциплин фигурного катания.

Созданный Татьяной Анатольевной театр «Все звезды» на протяжении почти полутора десятков лет дарил зрителям яркие ледовые спектакли. Юному же поколению легендарная наставница известна в том числе благодаря искрометным выступлениям в жюри рейтинговых телевизионных шоу. 

культура: Как планируете отмечать юбилей?
Тарасова: На катке и еще раз на катке. Илюша Авербух 17–18 февраля проводит два спектакля. Там и отпразднуем. 

культура: Ваша знаменитая коллекция плюшевых черепашек по-прежнему пополняется?
Тарасова: В последнее время перестали дарить. Они сейчас стоят на полке, отдыхают. Сколько их всего, даже не считала. У меня есть одна черепашка, которую, впервые после прошлых крупных соревнований, захватила на удачу в Остраву, на чемпионат Европы. И она помогла нашим фигуристам. 

культура: Вы были председателем жюри различных телешоу, включая знаменитый «Ледниковый период». Насколько подобные проекты способствуют новому витку популярности фигурного катания?
Тарасова: Десятки тысяч, а может быть, и миллионы людей под влиянием этой программы отвели детей в специализированные школы. А еще больше любителей, которые просто регулярно выходят на лед. В выходные дни катки забиты под завязку. Посмотрите, что на том же ВДНХ творится. Столь активное увлечение нашим видом способствует оздоровлению нации в целом. Благодаря этому проекту Первого канала начался настоящий бум фигурного катания. Очень удачная программа, созданная для людей, ее смотрят по всей стране, чему лишним подтверждением являются высокие рейтинги. Причем «Ледниковый период» любит не только русскоговорящее население. Он популярен в Европе и Америке, я это знаю не с чужих слов. Еще один плюс: у выдающихся спортсменов появилась возможность проявить себя и быть востребованными после завершения активной карьеры. Раньше многие из них оказывались выброшенными за борт профессиональной деятельности и не могли устроиться на работу. 

культура: Ваши ученики завоевали рекордное количество медалей на крупнейших международных соревнованиях в танцах, парах и мужском одиночном катании. В каждой дисциплине своя специфика. В чем принципиальные различия? 
Тарасова: С одиночником работаешь тет-а-тет. В данном случае тренер и фигурист — это команда. Плюс люди, которых выбираешь в помощники, — специалисты по силовой подготовке и восстановлению.

Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости

В парах или танцах другая ситуация. Своего рода иной организм. На лед выходят два разных человека, объединенных одной идеей. Далеко не всегда работа протекает спокойно, поскольку они талантливые люди и у них есть свое мнение по любому вопросу. В такой ситуации наставник должен не только учить и определять направление занятий в творческом и техническом плане, но и быть психологом, который способен найти различные подходы к партнерам, поставив каждому определенную задачу. 

культура: Среди тех, с кем Вы добивались чемпионских высот, болельщики обычно выделяют два дуэта: Роднина — Зайцев и Бестемьянова — Букин...
Тарасова: Люди до сих пор помнят блестящие выступления этих фигуристов, но под моим началом работали и другие выдающиеся пары: Моисеева — Миненков, Климова — Пономаренко, Грищук — Платов. Не могу отдать сердце одному из этих дуэтов — они все были любимыми в разные периоды времени. Каждый из них доверял мне свою судьбу, талант, и я отвечала им взаимностью. Помогала раскрыться в полной мере, в то же время росла вместе с подопечными как тренер.

культура: Есть ощущение, что Моисеева и Миненков до конца себя не реализовали. Дважды выигрывали мировое первенство, но так и не стали олимпийскими чемпионами. 
Тарасова: Зато они более тридцати лет вместе, родили дочку и сейчас воспитывают внучку. Вот и думайте, что важнее... Замечательно, когда есть возможность многие годы жить с любимым человеком. Я рада, что они счастливы в семейной жизни. А кроме того, не будучи олимпийскими чемпионами, Ирина и Андрей остались в истории фигурного катания непревзойденной парой, не похожей ни на кого, с ярко выраженным индивидуальным стилем.  

культура: Во время проката насколько значимо нахождение тренера у бортика? Наставник может повлиять на выступление, подсказать что-то подопечным?
Тарасова: Когда катают программу, уже поздно вносить коррективы. Вся работа была проделана раньше. Но, конечно, говорятся определенные слова, которые важны в данную минуту. И по ходу выступления в энергетическом плане полностью находишься вместе с фигуристами. При этом стоит учитывать, что люди все разные и ситуация на льду меняется ежесекундно. К примеру, Евгений Платов на Олимпиаде-98 в Нагано перед выходом стал креститься, хотя раньше подобного никогда не делал. Я видела, что Женя испытывает колоссальное напряжение и его надо выводить из этого состояния. Плеснула из бутылки водой в лицо, и он полностью пришел в себя. 

культура: На следующих Играх в Солт-Лейк-Сити Ваш ученик Алексей Ягудин безоговорочно победил. Поставленная Вами программа «Зима» с точки зрения хореографии и создания художественного образа по сей день считается эталонной. За последние годы кто-нибудь смог приблизиться к этому уровню? 
Тарасова: А еще назовете какие-то программы? Сомневаюсь. Вот такой успех. Вы сами ответили на вопрос. «Зиму» действительно до сих пор вспоминают. И через годы не забудут. Это была замечательная программа выдающегося одиночника. На моей памяти ничего подобного не было. Выступление Леши одинаково поразило как поклонников фигуриста, так и недругов. Все объединились в едином порыве, пораженные сочетанием музыки, катания и его потрясающей энергетики. 

Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

культура: Многие тренеры не мыслят себя без постоянного сотрудничества с профессиональными хореографами. Вы же предпочитаете творить самостоятельно...
Тарасова: Я сделала сотни программ. Мало того, у меня на протяжении четырнадцати лет был ледовый театр, в котором поставила массу полнометражных балетных спектаклей и отдельных номеров. Подобная работа доставляет особое удовольствие, она определяет твою позицию в спорте, творческое лицо, помогает выявить и развить способности учеников. Как было с Лешей Ягудиным, когда мы поставили номер, где демонстрировалась его непростая спортивная жизнь — человека, несгибаемого под ударами судьбы. Несмотря на многочисленные травмы, он продолжал трудиться на износ и в завершение долгого пути добился заслуженного триумфа. Номер был подготовлен специально для того, чтобы Алексей поверил в себя в преддверии Олимпийских игр. 

культура: Ледовый театр — масштабная задумка. Для ее осуществления понадобилось много сил, моральных и физических. Как решились на столь серьезный проект?
Тарасова: Это была идея моего мужа Владимира Всеволодовича Крайнева, народного артиста СССР. Таким образом он рассчитывал освободить жену от соревновательного стресса, поскольку считал, что слишком горю на работе. Хотел чаще видеть меня дома. На деле же нагрузки получилось в два раза больше, поскольку, помимо занятости в театре, продолжала тренировать. Муж мною очень гордился. Я жила его любовью и похвалами. 

культура: Какие постановки особенно запали в душу?
Тарасова: Знаете, их достаточно. Могу назвать «Спящую красавицу», «Золушку», «Щелкунчика», «Красавицу и чудовище». Мне повезло работать с прекрасной музыкой и замечательными артистами, которые понимали меня с полуслова. Благодаря им удавалось доносить свои идеи до разной публики. Мы объездили весь мир, где только не были. И везде нас тепло принимали. 


Прямая речь

Артур ДМИТРИЕВ, двукратный олимпийский чемпион:

— Результаты учеников Тарасовой на крупнейших международных турнирах говорят сами за себя. Она выделяется даже на фоне других великих наставников, поскольку всегда умеет мотивировать подопечных на максимум. Татьяна Анатольевна очень серьезно относится к профессии и требует того же от спортсменов. Кто принимал эти правила игры — достигал многого. Пристально следил за ее работой с Бестемьяновой и Букиным. Их выступления были всегда эмоциональными, в чем несомненная заслуга тренера. Стоит отметить, что Тарасова побеждала с парами, танцорами, одиночниками. Подобная деятельность отнимает массу физических и психологических сил. Поэтому столь долгое пребывание Татьяны Анатольевны на вершине вызывает искреннее восхищение. Хочу пожелать ей крепкого здоровья. А остального, думаю, она в жизни добилась. 

Илья АВЕРБУХ, чемпион мира: 

— Тарасова — личность мирового уровня. Такие люди рождаются раз в сто лет. Счастлив, что мне довелось работать с ней на протяжении долгого времени. Сейчас занят подготовкой ледового шоу, которое пройдет 17–18 февраля и будет посвящено юбилею Татьяны Анатольевны.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть