Право на православие

Петр АКОПОВ, публицист

01.12.2016

Известие о том, что в школе может появиться предмет «Православная культура», вызвало возмущение «прогрессивной» общественности. Вновь заговорили, что «РПЦ захватывает школу», что детей будут насильно воспитывать в православном духе, как раньше в марксистском. Нечто подобное уже было несколько лет назад, когда в образовательную систему ввели курс «Основы религиозных культур и светской этики». Но тогда речь шла всего об одном школьном годе (4-й класс) и возможности выбора учебника, не касающегося религии, а рассказывающего про мораль и этику. А теперь-то — с 1-го по 11-й класс, и не отвертишься от «поповщины». В публикации издания, раскопавшего эту историю, правда, упоминалось о наличии альтернативы «Православной культуре» в виде учебного курса «Истоки», но и в его светский характер возмущенные интернет-комментаторы не верили: посмотрите, там написано про соху и зачем-то рядом — о храме Покрова на Нерли, что же это такое.

Страшно даже представить, какой шум поднялся бы в некоторых СМИ, тем более учитывая недавнее назначение главой Минобрнауки воцерковленной Ольги Васильевой, но волна обличений не успела еще набрать высоту, как пошли уточнения-опровержения. Дескать, и сам курс пока не готов, и Академия образования раньше времени разослала экспертам анкету, и вообще это будет не обязательный предмет, а факультативный — возможно, лишь в 5–9-х классах. 

Действительно, предмет под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) еще в прошлом году профильное министерство включило в школьный курс, но пока нет ни окончательных учебников, ни программ. Есть эксперимент с преподаванием в некоторых учреждениях, а также подготовка методик и самой программы этого предмета с невозможной аббревиатурой. Найдет ли он в итоге свое место в школе? Несомненно. Нужно за него оправдываться? Конечно, нет.

Ведь абсурдна сама ситуация, когда русские люди в собственном государстве должны извиняющимся тоном объяснять, почему они хотят знакомить детей с нашей тысячелетней религией. Кому и что объяснять? Мусульманам? Нет — для них есть возможность в ряде субъектов Федерации изучать основы исламской культуры. Не говоря уже о том, что в той же Чечне или Татарстане изучение ислама всячески поощряется республиканскими властями. Атеистам? Но новый курс не призван никого обращать в православную веру — он вообще о культуре, то есть о том производном, что было создано на основе веры. То, что русская культура православная, — аксиома, не требующая доказательств. Кто-то станет возражать — ну так некоторые и в русской истории видят один мрак, смрад и преступления. И что, согласимся с ними, позволим им учить детей такой истории России? 

Самое главное — абсолютное большинство соотечественников не против того, чтобы в школе знакомили с религией предков. Потому что Россия — православная страна и больше двух третей наших граждан открыто при всех опросах называют себя православными. Да, они могут быть не воцерковлены, не знать и двух цитат из Евангелия и слабо представлять историю Русской церкви — но они хотят быть православными и хотят видеть таковыми своих детей. Одного этого достаточно, чтобы государство не боялось, а, наоборот, способствовало проникновению православного духа в святая святых — школу. Это не нанесет никакого ущерба знаниям, скорее, напротив, окажет огромное влияние на возвращение школе функции воспитателя. А с тем, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, согласно подавляющее большинство нынешних родителей. 

Спрашивается, на каких нравственных принципах это делать? Очевиден ответ: конечно, на православных, или, запуганные «меньшинствами», мы начнем придумывать некий моральный кодекс гражданина РФ? Хватит принимать за чистую монету избитую максиму о светском характере нашего государства — это столь же манипулятивный прием, как и постоянное напоминание о том, что у нас «по Конституции не может быть никакой государственной идеологии». Светский — не значит антирелигиозный или безрелигиозный. А «запрет» на идеологию не означает отсутствия идеалов, ценностей и принципов, разделяемых большинством народа и поддерживаемых властями. Потому что одна из главных обязанностей власти — защищать и продвигать религию. Если хотите, называйте это морально-нравственными принципами своего народа. В нашем случае — только воспитывая будущие поколения на ценностях православия, мы можем рассчитывать на сохранение великой России. Или кто-то взаправду думает, что удастся надолго связать русских людей забитыми полками супермаркетов?


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции