Рейтинг пишем — что в уме?

Михаил БУДАРАГИН, публицист

11.05.2016

На исходе майских каникул россияне могли заметить британскую новость о том, что Владимир Путин вошел в топ самых уважаемых мужчин планеты под шестым номером. Она пролетела и по нашим центральным СМИ, но быстро померкла на фоне празднования Дня Победы. Президент России, возглавивший шествие «Бессмертного полка» в Москве, в подобных заграничных оценках вряд ли нуждался, став первым среди миллионов равных потомков воинов-освободителей.

Что интересно, компания YouGov, составившая рейтинг по итогам опроса «жителей тридцати государств», основана всего-то в 2000 году (для чопорного Альбиона 16 лет — крохотный срок, особой репутации не заработаешь) и специализируется вовсе не на социологии, а на «маркетинговых исследованиях». Проще говоря, отбирает для коммерческих организаций потенциальных покупателей, расспрашивая тех о товарах и услугах. То есть в независимость YouGov от неких политических трендов, управляющих общественным мнением на Западе, также верится с трудом. Дело притом вовсе не в скандалах, связанных с самой компанией, или слишком удачных предсказаниях (скажем, Франсуа Олланду), выгодных тем или иным европейским лидерам. Просто капитализм везде устроен скучно и одинаково: платит тот, кто заказывает музыку, других неформальных правил со времен творца политической экономики Адама Смита не придумали. 

Понять, кто именно в ближайшем рассмотрении те самые «респонденты», легко по тому факту, что в начале мужской части рейтинга оказался основатель Microsoft Билл Гейтс, опередив Барака Обаму, у женщин — актриса Анджелина Джоли, оставившая позади Елизавету II. Вот он вроде как «глас народа», не подсовывать же бревном первое место сразу главным випам США и Великобритании.  

Представьте себе обывателя, сидящего перед экраном монитора и отвечающего на вопросы о самом уважаемом человеке: вряд ли эти таинственные юзеры сильно отличаются от героев песни Владимира Высоцкого «Диалог у телевизора». Муж и жена вяло переругиваются, она отмечает веселых клоунов («Рот — хоть завязочки пришей») и обращает внимание на материал ткани у циркачей («В джерси одеты, не в шевьет»), он просит оставить в покое родственников («Послушай, Зин, не трогай шурина!») и друзей («А гадость пьют из экономии, хоть поутру, да на свои»). 

Автор беззлобно смеялся над советскими мещанами, однако их сегодняшние товарищи по обывательскому счастью из «тридцати государств» — такие же, лишь технически куда более оснащенные. 

Потому в списке YouGov возникают Джеки Чан (он, как и Джоли, просто актер, пусть известный, каковых добрая сотня) и Стивен Хокинг (популяризатор науки — один из многих, но самый приметный, поскольку давно прикован к инвалидному креслу). А вот, смотрите, в «женской группе» тройку замыкает железная Хиллари! Зато ее главного конкурента — возмутившего спокойствие Трампа — задвинули в конец второй «мужской» десятки. Мол, ясно вам теперь, американцы, за кого в ноябре ставить крестик?

В 2015-м Владимир Путин занимал в рейтинге 11-е место, сейчас вырос на пять позиций, однако уже к следующей публикации его придется, видимо, поднимать выше, ибо новый президент США наверняка не успеет набрать достаточный вес. И не хочется, а нужно. 

Чужие «Зины» — это, конечно, не вполне себе беда: пусть чирикают, нам-то с этого что. Куда опаснее, насколько порой некритичны наши СМИ, которые использовали данные, любезно предоставленные малоизвестной конторой, и чтобы подчеркнуть популярность российского президента, и чтобы его покритиковать — шестой номер, дескать, не первый, ужас-ужас. А сколько таких «опросов» появится ближе к 2018-му, когда главные выборы в России окажутся под пристальнейшим вниманием западных «партнеров»? Путина будут «поднимать», чтобы затем драматично «понизить». Вызывая довольное урчание и перепосты доморощенных оппозиционеров, по обыкновению ждущих сигнала из-за цивильного бугра. 

Как относиться к подобной игре? Разумеется, с иронией. Но также и с осознанием того, что информационные войны в современном мире ведутся с использованием фишек, изображающих совершенно не ангажированных поп-идолов. И гуттаперчевый китаец, и голливудская прима, и даже сам далай-лама ненароком могут стать участниками комбинации, цель которой — решение некой серьезной политической задачи, направленной против нашей страны.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции