Детки в клетке

Владимир МАМОНТОВ, публицист

14.04.2016

Есть в «Детской энциклопедии» моей поры задачка: соединить девять точек четырьмя прямыми. Вот точки.


Ну, вы пока ломайте голову, а я про другое расскажу. В те же годы у нас во дворе обязательным было прыгать в снег с крыши газоубежища. Приблизительно с высоты второго этажа. Может, чуть поменьше. Кто не прыгал, того не уважали. И все прыгали! Как миленькие, даже девочки. Также полагалось курить за сараями. Кто не курил, того не уважали. Как малолетки покупали пачку «Севера»? Шли в киоск, говорили, что родители послали. И тетка, ворча, что, поди, сами смолить будете за сараями, продавала. За 13 копеек.

Перед школьным вечером тем, кто чуть постарше, полагалось выпить за сараями для храбрости. И все выпивали. Если собиралось много малолетнего народу, то могли выпить — ​внимание — ​трехлитровую банку «Белого крепкого». Такие были расфасовки. И все пили — ​даже некоторые девочки, одна из которых внезапно исчезла из виду — ​в классе девятом. Пропала — ​и все. В школу не ходила. Не гуляла с подружками. И вообще уехала в деревню к бабушке.

Потом, глядь, она коляску катит.

Теперь спросите у меня: а вы диких животных дразнили? Тут все случай в Барнауле обсуждают. Вам тигр ногу откусывал? Нет, не дразнили, не откусывал, потому что в нашем городе зоопарка не было. А так… После трехлитровой-то белого…

Вспоминая то время, я диву даюсь не тому, как теперь изменилось все, а как же все похоже. Неужели, спросите, вы и селфи делали на всяческом рискованном фоне? Может, вы еще и малоодетыми самофотографировались, чтобы разместить свои снимки в социальных сетях? Нет, у нас сетей не было. Однако подозреваю, что это почти единственная причина. Ибо мать, рассматривая однажды утром просохшую фотопленку, отснятую накануне фотоаппаратом «Зенит» с гордым значком «50 лет Октября», едва в обморок не упала. Нет, ну, конечно, там не селфи обнаружился, но с соседкой мать долго шептались, а соседкина дочка на меня сильно обиделась, что я тайну хранить не умею.

Хотя снимки по нынешним временам были вполне невинные. Но давайте я у вас спрошу: а какая, тем не менее, главная мысль в предыдущем абзаце? Для меня — ​не существовало, к счастью, тогда соцсетей. Знаете, Бисмарк однажды заметил, что важны не намерения, а возможности. Он про войну, однако формула универсальна. Именно повальная мода делать селфи потащила девочку к клетке с тигром. А в Ростове-на-Дону другую девочку, попавшую в ту же колею, убила «вольтовая дуга», как написали в одном посте. Она полезла на железнодорожную цистерну делать офигенский снимок, сверху были провода, физику же школьница прогуливала. В Казани дураки упали с моста. И в Пензе с моста! Даже в этом есть какая-то чудовищная, гибельная банальность.

Я на полном серьезе думаю, что тот, кто разместил на телефоне камеру переднего обзора, виновен в гибели множества людей: он дал им возможность помереть, которой у них не было прежде. И если даже он учредит премию, подобно Нобелю, то не отмажется. Как и торговец современным «Белым крепким»: именно широчайшая возможность купить банку джин-тоника привела к тому, что у 13-летней дурочки совсем отключились мозги.

Конечно, обсмеять меня — ​дело нехитрое, я ж сам подставился: ха, он бы еще сказал, что во всем виноват Белл — ​изобретатель телефона. Или джина. Или тоника. Весь набор аргументов мне известен, я понимаю, что атом бывает мирный, а бывает нет. Но ведь факт, что нормальным, не осуждаемым и порой модным становится все большее непотребство. В Сыктывкаре появился некто, разместивший в сетях правила нового конкурса «Селфи с покойником». Задача такая: проникаешь на похороны, примащиваешься перед почившим, делаешь снимок, шлешь. Да, чуть не забыл: на фотке ты должен улыбаться. Скорбная мина не принимается. Лучший автор разбогатеет на пять тыщ рублей. В Перми несколько девочек, сидящих в Сети, получили письмецо: снимаете селфи без одежки, шлете нам, а то хуже будет: у нас есть чего сообщить вашим родителям. Снялись, послали: они же видят, что этого в Сети полно. Что это почти нормально. А вот если шантажист расскажет предкам, что школу прогуливаешь, те могут и телефон отобрать.

Тут полагается сказать, что не все так мрачно, есть и хорошее. Есть, как не быть. Я просто про тревожное возведение в банальный бытовой стандарт плохого, опасного, мерзкого, безмозглого, придурочного, скудоумного. Я, поскольку человек старообразный, воспитанный на «Детских энциклопедиях», полагаю, что надо не раздвигать границы банальности — ​выходить за них. Наплевать на селфи с вольтовой дугой, а написать свой автопортрет маслом с тонкой лессировкой. Слабо?

А задачку с точками теперь любой решит. Полезет в интернет — ​и готово. И все-таки попробуйте сами.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции